Рабочая программа внеурочной деятельности НОО Умники и Умницы

Частное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа «Чудо-Центр»
Утверждаю

Приказ № 5 от 1 сентября 2023 г.

Приложение к основной образовательной программе начального
общегообразования МАОУ СОШ № 48
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы

Екатеринбург, 2023

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Умники и Умницы»
Первый
результатов

уровень

(1 класс)
предполагает приобретение
первоклассниками
новых
знаний,
опыта
решения
проектных
задач
по
различным
направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной
деятельности,
умении поэтапно решать
проектные задачи.

Второй
уровень Третий
результатов (2-3 класс)
результатов

предполагает
позитивное
отношение детей к базовым
ценностям
общества,
в
частности к образованию и
самообразованию.
Результат проявляется в
активном
использовании
школьниками
метода
проектов, самостоятельном
выборе
тем
(подтем)
проекта,
приобретении
опыта
самостоятельного
поиска, систематизации и
оформлении интересующей
информации.

уровень

(4 класс)
предполагает
получение
школьниками
самостоятельного
социального
опыта.
Проявляется
в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.
Итоги
реализации
программы могут быть
представлены
через
презентации
проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям,
выставки,
конференции, фестивали,
чемпионаты.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из
текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие
в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
II.
Личностные и метапредметные результаты
I.

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

•
формировании
у
детей организация на занятии
мотивации к обучению, о помощи им парно-групповой работы
в самоорганизации и саморазвитии.
•
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои знания, ориентироваться в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого мышления.

Метапредметные результаты
регулятивные

• учитывать выделенные учителем • в
сотрудничестве
с
ориентиры действия в новом учебном учителем ставить новые
материале
в
сотрудничестве
с учебные задачи;
учителем;
• преобразовывать
практическую задачу в
•
планировать свое действие в
познавательную;
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации, в том • проявлять познавательную
числе во внутреннем плане
инициативу в учебном со•осуществлять итоговый и пошаговый трудничестве
контроль по результату;

познавательные

•
умения
учиться:
навыках
решения творческих задач и навыках
поиска, анализа и интерпретации
информации.
•
добывать необходимые знания и
с
их
помощью
проделывать
конкретную работу.
•осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной
литературы;
основам
смыслового
чтения
художественных и познавательных
текстов,
выделять
существенную
информацию из текстов разных видов;
•
осуществлять анализ объектов с
выделением
существенных
и

•
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов
библиотек и Интернета

коммуникативные

несущественных признаков;
• Учиться выполнять различные роли
в группе (лидера, исполнителя,
критика).
• умение
координировать
свои
усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение
и позицию;
• договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать
возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
• учитывать

разные мнения и
стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве

• учитывать
разные
мнения и интересы и
обосновывать собственную
позицию;
• понимать
относительность мнений и
подходов
к
решению
проблемы;
• аргументировать свою
позицию и координировать
ее с позициями партнеров
в
сотрудничестве
при
выработке общего решения
в совместной
деятельности;
• продуктивно разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиций всех
его участников;
• с
учетом
целей
коммуникации достаточно
точно, последовательно и
полно передавать партнеру
необходимую информацию
как
ориентир
для
построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
IV.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
В ходе решения системы проектных задач у
■ видеть проблемы;
младших
школьников
могут
быть
■ ставить вопросы;
сформированы следующие способности:
■ выдвигать гипотезы;
•
Рефлексировать
(видеть
проблему;
■ давать определение понятиям;

III.

■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и
выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных
докладов;
■ объяснять, доказывать и
защищать свои идеи.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности,
ошибки);
•
Целеполагать (ставить и удерживать
цели);
•
Планировать (составлять план своей
деятельности);
•
Моделировать (представлять способ
действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
•
Проявлять инициативу при поиске
способа (способов) решения задачи;
•
Вступать
в
коммуникацию
(взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения
других).

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление проблемы и определить направление
исследования проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируются и обобщатся полученные материалы;
подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением
родителей;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,
среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой
информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в
совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и
исследовательских умений.
1 класс
•
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
• осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
• вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
• вести рассказ от начала до конца;
• творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
• работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой
целевой установкой.
2 класс
• наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
• пересказывать подробно и выборочно;
• выделять главную мысль на основе анализа текста;
• делать выводы из фактов, совокупности фактов;
• выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
• выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
• делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе
выводов.
3 - 4 класс
• переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
• отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
• конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
• систематизировать учебный план;
• пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего
характера;
• высказывать содержательно свою мысль, идею;
• формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
• решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
• свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
• переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
2. Содержание курса
1 класс
•
•
•
•
•
•
•

Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического
мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными
справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную
литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать
умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения
практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь
учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть
проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка
предположения (гипотезы. – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать
вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской
деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения.
Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по
прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной
тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих
работ.

Тема 31-32. Выставки творческих работ
–
средство стимулирования
проектной деятельности детей.- 2ч.
• Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
• Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
• Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.
Работа над
умением анализировать и делать выводы.
2 класс
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования
темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности
выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме
исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его
главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое
провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы
могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что,
если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы
волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”,
“Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как
создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную
идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными
доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги
о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами
по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной
компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе
изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать
вопросы, составлять план работы, находить информацию.
•

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления
проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и
недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.
Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на
основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп,
лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности
предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование.
Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как
узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами
фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи
материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к
защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как
выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по
заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое
защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в
микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
3 класс
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими
глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка
«Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения
поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент
познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования
в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать
литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по
готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие
анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
4 класс
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над
актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования
– 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала
-2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20.
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление
альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
3. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п

Тема занятия

1
2-3
4-5
6

Что такое исследование?
Как задавать вопросы?
Как выбрать тему исследования?
Учимся выбирать дополнительную литературу

7-8

9-10
11-12
1314
1516
17-18
19

(экскурсия в библиотеку)
Библиотечное
занятие
«Знакомство
с
информационными
справочниками»
(продолжение
темы
«Учимся
выбирать
дополнительную литературу»)
Наблюдение как способ выявления проблем.
Совместное или самостоятельное планирование выполнения
практического задания
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть
проблемы.
Постановка
вопроса
(поиск
гипотезы).
Формулировка
предположения (гипотезы)
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать
вопросы.
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской
деятельности детей

Кол-во
часов
1
2
2
1

2

2
2
2
2
2
1

2021
2223
2425
26-27

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

2

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная
игра-исследование.
28-30
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной
тематике
31-32
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной
деятельности детей.
33
Анализ исследовательской деятельности.
Итого 33 часа

2
2
2
1

класс

2
№
Тема

Кол-во
часов

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

6-7

Цели и задачи исследования.

2

8-9

Учимся выделять гипотезы.

2

1013
1417

Организация исследования. (практическое занятие.)

4

Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления проблем.

4

1819
20

Коллекционирование.

2

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

2122
23

Сообщение о своих коллекциях.
Что такое эксперимент.

1

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

2

2527
2829
30

Сбор материала для исследования.

3

Обобщение полученных данных.

2

Как подготовить результат исследования.

1

31

Как подготовить сообщение.

1

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

33

Индивидуальная консультация.

1

34

Подведение итогов. Защита.

1

Итого 34 часа

класс

3
№

теория
Тема
1

2-3

Проект? Проект!
Научные исследования и наша жизнь.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

5-6

Какими могут быть проекты?

2

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

9-10

Планирование работы.

2

1113
1415

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент
познания в действии.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

3

1618

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования.

2

1921
2223

Анализ прочитанной литературы.

3

Исследование объектов.

2

1

2

2

2425
2627
28

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

2

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

2930
3132
33

Оформление работы.

2

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

2

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

2

Итого 34 часа

класс

4
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

1

2-3

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской
работе.
Культура мышления.

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

2

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация 2
проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
2

8-9

2

Предмет и объект исследования.

2

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме
исследования.
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ
материала.

1

1516

Наблюдение и экспериментирование.

2

1718

Техника экспериментирования

2

1920

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования.

2

1011
12
1314

2

Правильное мышление и логика.

2

Что такое парадоксы

2

Обработка и анализ всех полученных данных.

3

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3
1

32

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к
защите.
Защита исследования перед одноклассниками.

33

Выступление на школьной НПК.

1

34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

2122
2324
2527
2830
31

Итого – 34 часа

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».