Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа «Чудо-Центр» Приказ № 5 от 1 сентября 2023 г. ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе начального общего образования УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧОУ “Начальная школа Чудо - Центр” на 2023—2024 учебный гoд Екатеринбург, 2023 Пояснительная записка Учебный план начального общего образования ЧОУ “Начальная школа ЧудоЦентр” является нормативно-правовым документом, частью основной образовательной программы начального общего образования ОУ, определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по уровням обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Нормативно-правовые основания составления учебного плана • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273; • Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-O3 «Об образовании в Свердловской области»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об • утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; • Постановление от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; • Основная образовательная программа начального общего образования ЧОУ “Начальная школа Чудо-Центр”. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4-x классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий за 4 года - 3039 часов. Учебный план ориентирован на пятидневную учебную неделю в соответствии с календарным учебным графиком ОУ на 2023 — 2024 учебный год. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года: 1 классы - 33 учебные недели, 2-4 классы - 34 учебные недели. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определены Календарным учебным графиком школы. Продолжительность каникул составляет не менее 30 календарных дней. Продолжительность уроков 40 минут (кроме 1 класса). Начало занятий: 1 смена — 08.00, 2 смена - 13.15. Продолжительность перемен: минимальная — 5 минут, максимальная - 15 минут. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся имеют облегченный учебный день в четверг. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (в соответствии с санитарными правилами и нормами Сан ПиН 1.2.4.3685-21). 2 Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: — для 1-х классов — не превышает 4 уроков, один раз в неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры; для 2-4-x классов - не превышает 5 уроков при пятидневной учебной неделе. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: в 1-х классах - не более 21 часа в неделю; во 24-x классах - не более 23 часов в неделю. Учебный план начального общего образования обеспечивает реализацию требований к результатам федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: — личностным, включающим готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе; метапредметым, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение базовыми логическими и исследовательскими действиями, работу с информацией, общение и совместную деятельность, самоорганизацию и самоконтроль; предметных, включающим освоение обучающимися программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей (учебных предметов или (учебных модулей), которые ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования. Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: — учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе в первую смену (в соответствии с санитарными правилами CП 2.4.3648-20); организуется динамическая пауза в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут (в соответствии с санитарными правилами и нормами Сан ПиН 1.2.4.3685- 21); используется «ступенчатый» режим работы обучения: в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый (в соответствии с санитарными правилами CП 2.4.3648-20); обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти в соответствии с календарным графиком школы. Учебный план уровня начального общего образования состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которая реализуется через увеличение количества часов на отдельные предметы (шахматы), входящие в обязательную часть учебного плана и через внеурочную деятельность. Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности на уровне начального общего образования. План внеурочной деятельности разрабатывается отдельно от учебного плана. Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное 3 восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой осуществляется деление классов на 2 группы (при наполняемости класса 25 человек и более) при изучении курсов иностранного языка в 1- 4х классах. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение» и формирует первоначальные представления о единстве и многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа. На изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю. Успешность освоения предмета «Литературное чтение» обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. На изучение данного курса отводится 4 часа в неделю. Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом: «Иностранный язык. Английский». Учебный предмет предметной области «Иностранный язык» направлен на формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме с учётом возрастных возможностей и потребностей младшего школьника; расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных способах выражения мысли на родном и иностранном языках; использование для решения учебных задач интеллектуальных операций (сравнение, анализ, обобщение и др.); формирование умений работать с информацией, представленной в текстах разного типа (описание, повествование, рассуждение), пользоваться при необходимости словарями по иностранному языку. Изучение иностранного языка начинается со 2 класса - 2 часа в неделю (во всех 2 — 4 классах). При проведении урока класс делится на 2 группы. Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный предмет «Математика». Данный предмет направлен на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Учебный план предусматривает 4 часа в неделю на изучение предмета «Математика» в 1-4 классах. Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир) включает в себя интегрированный учебный предмет «Окружающий мир», изучение которого направлено на формирование уважительного отношения к семье, городу Екатеринбургу, Уральскому региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного 4 взаимодействия в социуме. На освоение данного курса отводится 2 часа в неделю в 1-4 классах. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Данный предмет направлен на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной России и представлен в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании решения родителей (законных представителей) обучающиеся будут изучать один из шести модулей. Предметная область ‹Искусство» включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка», изучение которых направлено на развитие способностей к художественно образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме 1 час в неделю в 1-4-x классах. Учебный предмет «Музыка» также представлен в объеме 1 часа в неделю в 1-4-x классах. Предметная область «Технология» включает в себя учебный предмет «Технология», который направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности и представлен в объеме 1 часа в неделю в 1-4-x классах. Предметная область «Физическая культура» включает в себя учебный предмет «Физическая культура», освоение которого направлено на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Содержание учебного предмета дополняется подготовкой к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Предмет представлен в объеме 3 часа в неделю в 1,2, 3 классах; 2 часа в неделю в 4 классах. Все обязательные предметы в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся обеспечивают достижение предметного результата, включающего умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, формирование универсальных учебных действий и достижение личностных результатов. Обучение в 1-4 классах осуществляется посредством учебников издательского центра «Просвещение» УМК «Школа России», включенных в Федеральный перечень и рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования. Данные учебники позволяют достичь результатов, определённых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 5 Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости ЧОУ “Начальная школа Чудо-Центр” а также промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости в 1 классе осуществляется без выставления отметок в классном журнале. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по предметам, курсам учебного плана в конце учебного года. Формы промежуточной аттестации обучающихся: итоговая контрольная работа или диктант с грамматическим заданием; комплексная работа на межпредметной основе; диагностическая тестовая работа; творческая работа; презентация учебного проекта. Форму текущей аттестации определяет учитель. Промежуточной аттестации подлежат все обучающиеся 2-4 классов с фиксацией в классных журналах. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио обучающегося. Учебный план (недельный) начального общего образования /1-4 классы/ Учебные предметы КОЛ-во часов в неделю Всего Предметные 1 класс 2 класс 3 класс 4 области класс Обязательная часть 5 5 5 5 20 Русский язык Русский язык и 4 4 4 4 16 Литературное чтение литературное чтение Иностранный 2 2 2 6 Иностранный язык язык. Английский Математика и и Математика 4 4 4 4 16 информатика Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8 окружающий мир) Основы 1 1 Основы религиозных религиозных культур культур и светской и светской этики этики Искусство Изобразительное 1 1 1 1 4 искусство Музыка 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 6 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 2 11 21 23 23 23 91 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка Итого по УП. 693 21 21 782 23 23 782 23 23 782 23 23 3039 90 90 Итого 7 Предметные области Учебный план - годовой начального общего образования Учебные предметы Кол-во часов в неделю (учебные 1 МОДУЛИ) 2 Всего 3 4 Обязательная часть Русский язык 165 170 170 170 675 литературное чтение Литературное чтение 132 136 136 136 540 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Иностранный язык. Английский Математика 68 68 68 204 132 136 136 136 540 Окружающий мир 66 68 68 68 270 34 34 Русский язык и Основы Основы религиозных религиозных кvльтур и светской культур и светской этики этики” - - - 33 34 34 34 135 Искусство Изобразительное искусство Музыка 33 34 34 34 135 Технология Технология 33 34 34 34 135 Физическая культура Физическая культура 99 102 102 68 304 693 782 782 782 3006 Максимально допустимая недельная нагрузка 693 782 782 782 3039 Итого по УII 693 782 782 782 3039 Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений