Дополнительная-общеобразовательная-программа Рукоделие

Частное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа «Чудо-Центр»
Утверждаю

Приказ № 5 от 1 сентября 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
Рукоделие

Возраст обучающихся – 8 - 15 лет
Срок реализации - год
Количество часов - 144

Составитель: Евдокимова Л.М., методист

Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное,
самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и
призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись
вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в
обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины
ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы
человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его
от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал,
немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными
материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных
операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер
выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую
композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и
нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и
целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у
детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении
общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется
умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь
другому.
Данная образовательная программа имеет художественную направленность.
Нормативные
документы
для
разработки
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4
июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей.
6. Устав и иные локальные акты учреждения.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает
формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и
овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику
реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и
реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать объемнопространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети
пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на
швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение
практических знаний и умений и развитие творческой личности.
Педагогу предопределена высокая мисси – нести в мир детства все нравственные
ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративноприкладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –

подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети
должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции
декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурноисторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном
виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа
построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную
традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и
игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством –
подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я
перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей
народного творчества, показать примеры работы с бумагой, тканью, кожей , вышивкой,
ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в
данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла,
но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим
решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Цель данной программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка
через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучать технологиям разных видов рукоделия .
Воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких
культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической
морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека,
терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности);
- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и
самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать
потребность учащихся к саморазвитию.
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться
успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию,
наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Сроки реализации программы -1 год.

Образовательная программа «Рукоделие » разработана на один год обучения. Программа
предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий
декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с
характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более
30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория
преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на
вопросы учащихся.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными
показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных
способностей и первичной подготовки учащегося.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым
гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный
потенциал ребенка.
Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти
себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к
рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает
возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной.
Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим
семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и
интереса учащихся.
Возраст детей , участвующих в реализации программы «Рукоделие» - 8-15 лет
Психолого- педагогические особенности возрастной категории обучающихся. Программа
рассчитана на освоение детьми возраста 8-15 лет, поэтому возрастные особенности личности
учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который должен быть принят
во внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования среднего
школьного возраста, педагог обязан также учитывать особенности проведения занятий на
данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: преподавание
техники изготовления игрушки должно строиться на понимании сущности обучения
декоративно-прикладному творчеству как процессу взаимодействия педагога и обучающихся,
вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность
коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностноориентированной направленности обучения и помогают обучающемуся стать активным
участником учебного процесса.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.
Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную
деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в
соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать
учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных
методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является
формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебнопознавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе,
Индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем
создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В
целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
Основная форма
1

Образовательная задача,
решаемая на занятиях
2

Методы

1. Познавательное занятие

Передача информации.

3
Беседа, рассказ, доклад,
прослушивание

2. Практическое занятие по
отработке определенного

Обучение. Вырабатывать
умение обращаться с

упражнения

умения.

3. Самостоятельная
деятельность детей
4. Творческие упражнения
5. Игровая форма

6. Конкурсы

7. Выставки
8. Занятие – соревнования

9. Занятие – деловая (ролевая)
игра

10. Занятие - лекция

11. Занятие - зачет

предметами, инструментом,
материалами. Научить
применять теорию в практике,
учить трудовой деятельности.
Поиск решения проблемы
самостоятельно
Применение знаний в новых
условиях. Обмен идеями,
опытом
Создание ситуации
занимательности
Контроль знаний, развитие
коммуникативных отношений.
Корректировка знаний,
умений, развитие
ответственности,
самостоятельности
Массовая информация и
наглядная информация,
пропаганда творчества, оценка
роста мастерства
Закрепление умений, знаний,
навыков
Усиление мотивации учения,
формирование
познавательной деятельности,
углубление и расширение
знаний, перенос
теоретического учебного
материала в практическую
деятельность
Формирование мотивации,
установка на активное
восприятие
Подведение итогов,
выявление осознанности
знаний, повышение
ответственности за результат
своего труда

Упражнения
Упражнения, взаимная
проверка, временная работа в
группах
Короткая игра, игра-оболочка

Игра

экспозиция
Игра

Урок-путешествие, урокэкскурсия, урок-интервью,
урок-презентация и т.д.

Индивидуальное или
групповое занятие,
собеседование.

12. Интегрированное занятие

Развитие интереса учащихся к
предмету

Собеседование, семинар,
конференция, ролевая игра,
обобщение материала в виде
таблиц, бюллетеней, стенгазет

13. Модульное занятие

Способствует
пооперационному усвоению
материала, контроль знаний,
умений, навыков, их
коррекция

Самостоятельная
деятельность

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации,
адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Формы работы коллектива:
- участие в выставках, семинарах;
- мастер – классы;

- защита проектов;
- содружество с другими объединениями рукоделия;
- встреча с народными умельцами;
- посещение выставок декоративно-прикладного искусства
Режим и продолжительность занятий. В соответствии с художественной направленностью
программы «Азбука шитья» и рекомендациями СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41)
продолжительность занятий для детей 5-8 лет
- 45 мин., перерыв между занятиями 10 минут. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2
часа. Всего 144 часов в год.
Количество занятий и учебных часов в неделю. Всего за год проводятся 72 занятия (см.
календарно - тематический план). При нагрузке 4 часа в неделю, количество часов в год
составляет 144 часа.
Количество обучающихся в объединении. Учитывая направленность программы,
руководствуясь Уставом и рекомендациями СанПиНом 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №41),
количество обучающихся в объединении не более 15 человек.
Особенности набора детей. Прием обучающихся на обучение по программе «Рукоделие»
проводится на условиях, определенных локальным нормативным актом ЧОУ и в соответствии с
законодательством Российской Федерации (ч.5 ст.55 Федерального закона № 273-ФЗ). Набор
детей в объединение общедоступный, без предъявления требований к уровню образования и
способностям.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучающиеся должны знать:
- что такое декоративно-прикладное творчество;
- виды декоративно-прикладного творчества;
- основы цветоведения;
- основы композиции;
- свойства бумаги, разновидности бумаги;
- материалы и инструменты при работе с бумагой;
- техника безопасности при работе с материалами и инструментами;
- технологию изготовления изделий в технике торцевание;
- историю лоскутного шитья;
- материалы инструменты и приспособления для лоскутного шитья;
- технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными
приборами;
- виды тканей;
- правила кроя ткани, соединительные швы;
- основные приемы и элементы лоскутного шитья;
- способы обработки края готового изделия;
- историю кожевенного производства;
- материалы и инструменты при работе с кожей;
- свойства кожи;
- технику безопасности при работе с инструментами;
- способы декоративной обработки кожи;
- историю возникновения и развития вышивки;
- виды вышивки;
- технику безопасности;
- материалы и инструменты для вышивки;
- виды швов;
- технологию вышивки крестом;
- виды орнамента;
- общие сведения о сочетании цветов;
технологию вышивания рисунка по схеме;
- технологию вышивки петлей;
- материалы и инструменты для вышивки петлей;
- дефекты
вышивки;

- декоративные возможности;
Должны уметь:
- работать с цветом, правильно составлять композицию;
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- изготовлять изделия в технике торцевание;
- пользоваться материалами и инструментами для шитья;
- подбирать ткань по цвету и фактуре;
изготовлять шаблоны;
- владеть приемами кроя;
- выполнять различные соединительные швы;
- изготовлять лоскутные изделия;
- пользоваться материалами и инструментами для обработки кожи;
- выполнять различные способы декоративной обработки кожи;
- изготовлять изделия из кожи по образцу;
- пользоваться материалами и инструментами для вышивки;
- вышивать в технике крест;
- выполнять изделия в технике вышивка петлей;
- разрабатывать орнамент;
- устранять дефекты вышивки;
Формы подведения итогов реализации программы «Рукоделие»:
итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в
выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза
знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста
ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать
интереснее.
Материально-техническое обеспечение программы.
Оборудование:
Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической
литературы. Рамки разных размеров. Подрамники. Гладильная доска. Утюг. Швейная машинка.
Материалы:
Бумага для принтера, гофрированная бумага, картон, ткань, нитки, синтепон, натуральная
кожа, бусины, канва, мулине, шерстяные нитки.
Инструменты:
Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы,
клей момент, резаки, калька, портновские булавки, пробойники, деревянный молоток, шило,
пинцет, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, иглы для вышивки петлей,
заправочная проволока.
Учебно-тематический план программы «Рукоделие»
№
п/п

Темы

1.

Вводное занятие

2.

Лоскутная грамота

2.1

Количество часов
Всего
Теория

Практи
ка

2

2

Разноцветная «спираль»

8

1

7

2.2
2.3

Сказочная геометрия
Лоскутные букеты

12
8

2
1

10
7

3.

Вышитые цветы.

Формы
аттестации/кон
троля
Входная
диагностика.
Экспресс –
опрос.
Выставка работ
Час вопросов и
ответов.

4.

Вышивка цветов простыми
декоративными швами
Вышивка цветов художественной
гладью.
Мастерская Деда Мороза

5.
5.1

Простейшие приемы вязания
Вязание на спицах

8

1

7

5.2

Вязание крючком

8

1

7

6.
6.1

Текстильный дизайн интерьера.
Ткани и отделочные материалы

2

1

1

6.2

Швейные работы

6

1

5

6.3

Декорирование окон

16

2

14

6.4

Элементы декора интерьера

12

1

11

6.5

Изготовление элементов декора в
разных техниках
Творческий проект: «Декоративное
оформление
интерьеров помещений
разного назначения».
Итоговое занятие

8

1

7

18

2

16

2

2

144

22

3.1
3.2

6.6

7.

Итого:

16

2

14

12

1

11

6

1

5

Контрольный
образец
Контрольный
образец
Промежуточна
я диагностика.
Контрольный
образец
Контрольный
образец
Тестирование
по теме
Контрольный
образец
Час вопросов и
ответов.
Тестирование
по теме
Дискуссия в
аквариуме
Защита проекта

Итоговая
диагностика.
122

Содержание изучаемого курса по программе «Рукоделие»
Тема№1

Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Правила техники
безопасности работы в объединении. Расписание занятий.

Воспитательная
работа
Форма
аттестации/контроля
Тема №2.
Тема 2.1.

Час общения.

Практические
занятия

Воспитательная
работа
Форма

Входная диагностика.
«Лоскутная грамота».
«Разноцветная «спираль».
Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Способы
изготовления шаблонов. Характерные особенности лоскутного шитья
«спираль». Способ обработки срезов ткани кантом или бейкой.
Рассмотреть готовые изделия. Изготовить шаблон для выдранного
изделия. Подобрать определенное количество хлопчатобумажных
лоскутов. Выкроить основу для пришивания лоскутов. Выполнить
последовательность шитья « спираль». С помощью шаблона придать
работе нужную форму. Подобрать по цвету кант и обработать среза ткани.
История о лоскутиках из бабушкиного сундука.
Опрос по теме.

аттестации/контроля
Тема 2.2.
«Сказочная геометрия».
Способы раскроя полосок, квадратов, треугольников, ромбов. Способы
стачивания геометрических фигур из ткани. Способы составления узоров
из геометрических фигур. Техника обработки краев изделий оборками или
рюшами.
Практические
Просмотр готовых работ . Выбор геометрических фигур для работы.
занятия
Зарисовка узора. Подбор ткани. Раскрой геометрических заготовок.
Сшивание лоскутов по узору («бревенчатая изба», «ананас»- для полосок,
двухцветная «шахматка», «шахматка по диагонали» - для квадратиков,
«мельница», «звезда», «Алмаз»- для треугольников, «кубики»,
«многоконечная звезда» -для ромбов). Обработка углов изделий.
Оформление работы. Анализ работы.
Воспитательная
История превращения маленьких ненужных лоскутов в большие полезные
работа
вещи.
Форма
Выставка работ.
аттестации/контроля
Тема 2.3.
«Лоскутные букеты»
Беседа «Лоскуты и фантазия». Основные способы подготовки фона для
рамки. Разновидность материала для фона и рамки. Поиск
композиционных вариантов, исходя из темы. Технология изготовления
цветов из ткани. Способы крепления цветов на фоне панно.

Практические
занятия

Зарисовка эскиза работы. Подготовка фона: обтянуть однотонной тканью
картон в размер рамки и прикрепить к ней. Изготовление цветов по
предложенным схемам. Крепление цветов на фоне в соответствии с
эскизом работы. Оформление декоративного панно.
Оценка работы в форме аукциона.
Беседа «Лоскуты и фантазия».
Час вопросов и ответов. Тест « творческий ли ты человек»

Воспитательная
работа
Форма
аттестации/контроля
Тема № 3.
Вышитые цветы. Просмотр журналов и книг. Выбор эскиза. Особенности
подбора цветной гаммы ниток для рисунка. Подбор техники вышивки.
Способы оформления выполненной работы.
Тема № 3.1
Вышивка цветов простыми декоративными швами. Обзор видов
декоративных швов. Отличительные особенности одних видов от других.
Технологическая последовательность стебельчатого шва. Использование
шва в метках и монограммах. Технологическая последовательность
тамбурного шва.
Практические
Анализ карт-схем вышивания. Перевод рисунка на ткань.
занятия
Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода
рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.
Воспитательная
Консультация для родителей. Сюжетно- ролевая игра «Если б я был
работа
цветком».
Форма
Контрольный образец.
аттестации/контроля
Тема № 3.2
Вышивка цветов художественной гладью. Просмотр журналов и книг.
Выбор эскиза. Особенности подбора цветной гаммы ниток для рисунка.
Практические
Выполнение образцов художественной гладью. Перевод рисунка на ткань.
занятия
Подбор ниток и инструментов для вышивки. Выполнение узора. Утюжка
изделий. Оформление работы в рамку. Демонстрация изготовленной
вышивки.

Воспитательная
работа
Форма
аттестации/контроля
Тема №4

Практические
занятия

Беседа « Использование художественной глади в оформлении
современной одежды». Поисковая игра «Сочетание цветов в вышивке»
Контрольный образец.
«Мастерская Деда Мороза».
Роль материала в изготовлении новогодних украшений. Условность
формы и особенности конструкции украшений.
Рекомендации по выполнению работы. Применение ткани,
пряжи, меха в оформлении украшений.
Просмотр образцов и выбор новогоднего украшения для дома. Подбор
материалов, инструментов, мишуры, пряжи. Копирование деталей.
Выполнение украшений.
Игра – путешествие « В мир сказок и приключений». Оформление кабинета
новогодними украшениями.
Промежуточная диагностика.

Воспитательная
работа
Форма
аттестации/контроля
Тема №5
«Простейшие приемы вязания»
Тема 5.1
«Вязание на спицах» .
Техника вязания спицами. Основные приемы набора петель начального
ряда, петли лицевые и изнаночные. Способ закрепления петель. Плотность
вязания, подбор спиц для разной пряжи.
Практические
Просмотр готовых образцов. Выбор спиц и пряжи. Набор начального ряда.
занятия
Вывязывание образцов. Закрепление петель. Оформление образцов в
альбом.
Воспитательная
История вязания и значимость ее в быту.
работа
Форма
Контрольный образец.
аттестации/контроля
Тема 5.2
«Вязание крючком».
Способы образования первой петли цепочки, воздушных петель, петли
поворота. Приёмы вязания крючком. Способ подбора пряжи и крючка.
Практические
Просмотр готовых спиц и пряжи. Выбор пряжи и крючка. Вязание
занятия
цепочки ил воздушных петель. Осваивание основных приёмов вязания
крючком: полу столбик, столбик без накида, столбик с накидом.
Вывязывание образцов разной геометрической формы. Закрепление
столбика.
Воспитательная
Беседа «Разновидность пряжи и ее свойства».
работа
Форма
Контрольный образец. Тест « Определи, что за нить».
аттестации/контроля
Тема№6.
Текстильный дизайн интерьера.
Тема№6.1
Ткани и отделочные материалы. Состав и свойства тканей. Факторы,
влияющие на выбор ткани. Виды отделки и других отделочных
материалов. Основы цветоведения. Знакомство с понятиями «гармония» и
«дисгармония», «тёплые» и «холодные цвета». Факторы, влияющие на
выбор цветовой гаммы для оформления помещения. Подбор цветовых
сочетаний при декорировании интерьера.
Практические
Оформление в альбоме коллекции тканей и видов отделки. Подобрать
занятия
цветовое решение для помещений разного назначения.
Воспитательная
Творческий конкурс «Цвет, как средство восприятия окружающего мира».
работа
Форма
Тестирование по теме.
аттестации/контроля
Тема№6.2
Швейные работы. Виды ручных швов, используемых при пошиве

Практические
занятия

различных элементов текстильного дизайна. Виды машинных швов.
Технология изготовления дополнительных и декоративных деталей.
Выполнить ручные швы на образце, оформить в альбом. Освоить
машинную строчку, шов застрочной, ложный запошивочный шов, шов
бельевой, шов накладной стачной, шов встык, шов внутренний.
Разработать эскиз подхвата и изготовить его, пришить шнур к ткани
вручную.

Воспитательная
работа
Форма
Контрольный образец.
аттестации/контроля
Тема№6.3
Декорирование окон. Виды штор. Расчет расхода ткани на шторы. Виды
обработки верха штор. Технология изготовления раздвижных и
подъемных штор. Портьеры. Ламбрекены: назначение, виды, фасоны.
Технология изготовления ламбрекенов.
Практические
Произвести нужные измерения окна. Произвести расчет требуемого
занятия
количества ткани для штор разного вида. Выполнение образцов с
вариантами оформления верха штор( сборка, складка, буфы).
Изготовление образца раздвижных штор. Изготовление ламбрекенов (со
сборками, плоского, драпирующегося).
Воспитательная
Аукцион знаний (конкурсная программа).
работа
Форма
Час вопросов и ответов.
аттестации/контроля
Тема№6.4
Элементы декора интерьера. Подушки, покрывала, скатерти как элементы
текстильного дизайна интерьера. Материалы для их изготовления.
Декоративные возможности этих предметов интерьера.
Практические
Изготовить подушку – «думку» по предложенному варианту или по
занятия
самостоятельно проработанному эскизу.
Воспитательная
Игра на развитие памяти. Беседы по теме.
работа
Форма
Тестирование по теме.
аттестации/контроля
Тема№6.5
Изготовление элементов декора в разных техниках. Технология
изготовления различных элементов декора интерьера в техниках: макраме,
вязание спицами и крючком, лоскутной.
Практические
Разработать эскиз изделия, изготовить шаблон для раскроя и сшить
занятия
изделие.
Воспитательная
Час общения «Дом моей мечты»
работа
Форма
Дискуссия в аквариуме.
аттестации/контроля
Тема№6.6
Творческий проект: «Декоративное оформление
интерьеров помещений
разного назначения». Особенности текстильного дизайна интерьера
помещений разного назначения: детской, спальни, кухни. Факторы,
влияющие на дизайн помещения. Элементы декора, характерные для
каждого вида помещения.
Практические
Разработка конструкции штор и составление технологической
занятия
последовательности их изготовления. Разработка дизайн- проектов.
Воспитательная
Деловая игра «Если бы я была дизайнером».
работа
Форма
Защита проекта.
аттестации/контроля

Тема №7

«Итоговое занятие»
Оформление выставки из лучших работ, изготовленных руками воспитанников.
Подведение итогов. Награждение лучших детей.
«ОТК»– откроем талант каждого.

Воспитательная
работа
Форма
Итоговая диагностика.
аттестации/контроля

Календарно - тематический план
№
п/п

Дата

1

сентябрь

2

сентябрь

3

сентябрь

4

сентябрь

5

сентябрь

6

октябрь

7

октябрь

8

октябрь

9

октябрь

10

октябрь

11

октябрь

12

октябрь

13
14

октябрь
октябрь

15

ноябрь

16

ноябрь

КолТема занятия
во
часов
2
Вводное занятие. Цели и задачи объединения.
Правила техники безопасности работы в объединении.
Расписание занятий.
2
Лоскутная грамота. Изготовление шаблонов для
выбранного изделия.
2
История о лоскутиках из бабушкиного сундука.
Характерные особенности лоскутного шитья
«спираль».
2
Общие сведения о цвете: цветовой фон, светлота,
насыщенность. Выполнение работы с помощью
шаблона.
2
Способы обработки срезов ткани кантом или косой
бейкой.
2
«Сказочная геометрия». Способы раскроя полосок,
квадратов, треугольников, ромбов.
2
Способы стачивания геометрических фигур из ткани.
Способы составления узоров из геометрических
фигур.
2
История превращения маленьких ненужных вещей в
большие полезные вещи. Сшивание лоскутов по узору
«бревенчатая изба» или «ананас» - для полосок.
2
Сшивание лоскутов по узору двухцветная «шахматка»
или «шахматка по диагонали» - для квадратиков.
2
Сшивание лоскутов по узору «мельница», «звезда»
или «алмаз» - для треугольников.
2
Сшивание лоскутов по узору «кубики» или
«многоконечная звезда» - для ромбов
2
Лоскутные букеты. Изготовление цветов по
предложенным схемам. Беседа «Лоскуты и фантазия».
Крепление цветов на фоне в соответствии с эскизом
работы.
2
Изготовление дополнительных деталей панно.
2
Основные способы подготовки фона для рамки.
Оформление декоративного панно.
2
Оценка работ в форме аукциона. Тест «Творческий ли
ты человек».
2
Вышивка цветов простыми декоративными
швами. Обзор видов декоративных швов.
Отличительные особенности одних видов от других.
Технологическая последовательность стебельчатого
шва. Использование шва в метках и монограммах.

Форма
контроля
Входная
диагностика.

Опрос по теме

Выставка работ

Час вопросов и
ответов.
Час вопросов и
ответов.

17

ноябрь

2

18

ноябрь

2

19
20

ноябрь
ноябрь

2
2

21

ноябрь

2

22

ноябрь

2

23

декабрь

2

24

декабрь

2

25

декабрь

2

26

декабрь

2

27
28
29

декабрь
декабрь
декабрь

2
2
2

30

декабрь

2

31

декабрь

2

32

декабрь

2

33

январь

2

34

январь

2

35

январь

2

36

январь

2

37

январь

2

38

январь

2

39

февраль

2

Анализ карт-схем вышивания. Перевод рисунка на
ткань. Самостоятельный выбор рисунка.
Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань
с помощью копировальной бумаги.
Познавательная игра «Путешествие по
Ботаническому саду». Технологическая
последовательность тамбурного шва.
Анализ карт-схем вышивания.
Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань
с помощью копировальной бумаги.
Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор
рисунка.
Итоговое занятие по теме «Вышивка цветов простыми
декоративными швами». Способы оформления
выполненной работы.
Консультация для родителей. Сюжетно - ролевая игра
«Если б я был цветком».
Вышивка цветов художественной гладью.
Просмотр журналов и книг. Выбор эскиза.
Особенности подбора цветной гаммы ниток для
рисунка.
Выполнение образцов художественной гладью.
Перевод рисунка на ткань. Подбор ниток и
инструментов для вышивки.
Беседа « Использование художественной глади в
оформлении современной одежды». Выполнение
узора.
Выполнение образцов художественной гладью.
Утюжка изделий. Оформление работы в рамку.
Демонстрация изготовленной вышивки. Поисковая
игра «Сочетание цветов в вышивке».
Мастерская Деда Мороза. Роль материала в
изготовлении новогодних украшений. Раскрой
деталей.
Условность формы и особенности конструкции
украшений. Сборка деталей. Оформление украшения.
Оценка работы. Оформление кабинета новогодними
украшениями. Выставка работ.
Простейшие приёмы вязания. Основные приёмы
набора петель начального ряда.
История вязания и значимость её в быту.
Вывязывание образца лицевыми петлями.
Плотность вязания, подбор спиц для разной пряжи.
Вывязывание образца изнаночными петлями.
Способы закрепления петель последнего ряда.
Оформление образцов в альбом.
Вязание крючком. Основные приёмы вязания
крючком.
Вывязывание цепочки из воздушных петель.
Беседа «Разновидность пряжи и её свойства».
Основные приёмы вязания крючком: полустолбик,
столбик без накида, столбик с накидом.
Вывязывание образцов разной геометрической
формы.

Контрольный
образец.

Контрольный
образец.

Промежуточная
диагностика.

Контрольный
образец

40

февраль

2

41

февраль

2

42

февраль

2

43

февраль

2

44

февраль

2

45

февраль

2

46

февраль

2

47

март

2

48
49
50
51
52

март
март
март
март
март

2
2
2
2
2

53

март

2

54

март

2

55

март

2

56

апрель

2

57
58

апрель
апрель

2
2

59

апрель

2

60

апрель

2

61
62

апрель
апрель

2
2

63

апрель

2

Оформление образцов в альбом. Тест «Определи, что
за нить».
Текстильный дизайн интерьера. Творческий
конкурс «Цвет, как средство восприятия
окружающего мира». Ткани и отделочные
материалы. Оформление в альбоме коллекции
тканей и видов отделки.
Швейные работы. Виды ручных швов,
используемых при пошиве различных элементов
текстильного дизайна. Виды машинных швов.
Выполнение ручных швов на образце, оформление в
альбом. Осваивание машинной строчки, шов
застрочной, ложный запошивочный шов, шов
бельевой, шов накладной стачной, шов встык, шов
внутренний. Разработка эскиза подхвата и его
изготовление, пришивание шнура к ткани вручную.
Технология изготовления дополнительных и
декоративных деталей.
Декорирование окон. Виды штор. Технология
изготовления ламбрекенов.
Замеры окон. Расчет требуемого количества ткани для
штор разного вида.
Выполнение образцов с вариантами оформления
верха штор (сборка, складка, буфы).
Изготовление образца раздвижных штор.
Изготовление ламбрекенов со сборками.
Изготовление плоского ламбрекена.
Изготовление драпирующегося ламбрекена
Аукцион знаний (конкурсная программа).
Элементы декора интерьера. Подушки, покрывала,
скатерти как элементы текстильного дизайна
интерьера. Материалы для их изготовления.
Изготовление подушки – «думка» по предложенному
варианту.
Игра на развитие памяти. Изготовление подушки по
самостоятельно проработанному эскизу.
Изготовление подушки по самостоятельно
проработанному эскизу.
Декоративные возможности предметов интерьера.
Оформление выставки «Подушкино».
Изготовление элементов декора в разных
техниках. Технология изготовления различных
элементов декора интерьера в техниках: макраме,
вязание спицами и крючком, лоскутной.
Разработка эскиза изделия, изготовление шаблона для
раскроя.
Пошив разработанного изделия
Час общения «Дом моей мечты»
Творческий проект: «Декоративное оформление
интерьеров помещений
разного назначения». Особенности текстильного

Контрольный
образец
Тестирование по
теме.

Контрольный
образец.

Час вопросов и
ответов.

Тестирование по
теме.

Дискуссия в
аквариуме.

64
65
66
67

апрель
май
май
май

2
2
2
2

68
69
70
71
72

май
май
май
май
май

2
2
2
2
2

дизайна интерьера помещений разного назначения:
детской, спальни, кухни.
Разработка дизайн - проекта.
Деловая игра «Если бы я была дизайнером».
Факторы, влияющие на дизайн помещения.
Разработка конструкции штор и составление
технологической последовательности их
изготовления.
Элементы декора, характерные для детской.
Элементы декора, характерные для спальни.
Элементы декора, характерные для кухни.
Итоговое занятие по теме.
Итоговое занятие. Тестирование. Награждение
лучших работ.

Защита проекта.
Итоговая
диагностика

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «РУКОДЕЛИЕ»
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд,
познание, учение, общение, творчество.
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд
общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных
практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не
только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на
подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда
преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную
структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение.
Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в
изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих
силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они
преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы. Большие
изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки
совместной работы.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане
предусматривается частая смена видов деятельности.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты
своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ
работ, важный не только для педагога, но и для детей.
Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие; лекция, практическое
занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская,
соревнование, выставка.
Методы организации учебной деятельности:
- фронтальный;
- коллективный;
- индивидуально-фронтальный;
- групповой;
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.
Педагогические приемы:
Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д );
Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном
процессе образования;
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам
программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация
познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах,
старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного
материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой
вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к
изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности,
мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций,
рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций,
различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в
практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно
напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены,
санитарии и техники безопасности.
Дидактический материал: таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии,
методическая литература, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с образцами,
методические разработки, тесты, кроссворды,
Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выставка, наблюдение, оценка и
анализ работ учащихся.
№
Название раздела и
Формы занятий
Названия и формы Формы
п/п
темы образовательной
методических
подведения
программы
материалов
итогов по теме
или разделу
1.
Вводное занятие
Инструктаж,
Инструкции,
Экскурсия по
беседа.
выставочные
ДДТ
работы.
«Гармония».
2.
Лоскутная грамота
Проект, беседы по Технологические
Оценка работ в
теме,
карты, лекала,
форме
практические
наглядные
аукциона.
занятия.
пособия.
3.
Вышитые цветы.
Урок - игра,
Игровое поле
Поисковая игра
практические
Тематические
«Сочетание
занятия.
карточки
цветов в
Видеоматериал
вышивке»
Схемы,
упражнения
4.
Мастерская Деда
Дискуссия по
Технологические
Круглый стол с
Мороза
теме,
карты, лекала,
обсуждением
интегрированное
наглядные
занятие,
пособия.
практические
занятия.
5.
Простейшие приемы
Интегрированное Технологические
Оформление
вязания
занятие, беседы по карты, лекала,
образцов в
теме,
наглядные
альбом,
практические
пособия.
тестирование.
занятия.
6.
Текстильный дизайн
Урок- игра,
Игровое поле
Деловая игра
интерьера.
беседы,
Тематические
«Если бы я

практические
занятия.

7.

Итоговое занятие

Дискуссия по
теме, беседы,
практические
занятия.

карточки
Видеоматериал
Схемы,
упражнения
Технологические
карты, лекала,
наглядные
пособия.

была
дизайнером»
Выставка
готовых
изделий.
Защита
творческих
работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. А.В.Ефимова. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах». – М.: Просвещение,
2010.
2.В.И. Петухова. «Мягкая игрушка». – М.: Просвещение, 2011.
3.И.Г. Зайцева «Мягкая игрушка». – М.: Издательский дом, 2011.
4.«Методика. Программа
педагога дополнительного образования: от разработки до
реализации», Айрис Пресс, М: 2014.
5.Т.В. Городкова,
М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки». –
Ярославль «Академия развития», 2013.
6.Энциклопедия рукоделия «Мягкая игрушка. 100 новых моделей». - Владис, 2014.
7.Энциклопедия рукоделия. «Волшебный сад», М.:2011.
8.О.С. Молотобарова. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М.: Просвещение,
2010.
9.Белова Н.Р., Неботова З.Л. Серия «Энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка».- М.: «РИПОЛ
КЛАССИК»;2001.
10.Максимова М.В., Кузьмина М.П. «лоскутики».- М.: «Издательство ЭКСМО- ПРЕСС»; 1998.
Максимова М.В., Кузьминам.А. «Девичьи хлопоты».-М.: «Издательство ЭКСМО - ПРЕСС»; 2000.
11.Андреева И.А. Серия «Популярная энциклопедия». «Рукоделие». - М.: «Научное издательство
«Большая Российская энциклопедия»; 1996.
12.Молотобарова О.С. Серия «Пособие для руководителей кружков внешкольных учреждений».
«Кружок изготовления игрушек - сувениров».-М.: «Издательство «Просвещение»; 1990.
13.Дидактический материал, составленный из отдельных статей газет, журналов и образцов, сделанных
руками детей, при участии педагога. Темы материалов: «Вязание», «Вышивка», «Мягкая игрушка»,
«Рукоделие»
Литература для детей:
1.И. Агапова, М. Давыдова«Мягкая игрушка своими руками». – «Айрис Пресс», 2012.
2.М. Калинин «Рукоделие для детей». – Минск «Полымя», 2011.
3.Е.Б. Путянина «Шьем мягкие игрушки». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011
4.Деревянко Н.С. Серия «Малая энциклопедия рукоделия»». «Мягкая игрушка: Волшебный
сад».- М. : «РИПОЛ КЛАССИК»; 2001.
5.Кочетова СВ. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: Игрушки из
носочков».- М: «РОПИЛ КЛАССИК»; 2001.
6.Кононович Т.И. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: Веселый
зоопарк».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
7.Кононович Т.И. Серия «Малая энциклопедия рукоделия». «Мягкая игрушка: игрушки с
бисером».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
8.Фролова Т.О. Серия « Подарок своими руками». «Мягкая игрушка».- М.ЮОО «Издательство
ACT».;
2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».