Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа «Чудо-Центр» Утверждаю Приказ № 5 от 1 сентября 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности Мастерская художника Возраст обучающихся – 7 - 15 лет Срок реализации – два года Количество часов – от 144 до 175 Составитель: Евдокимова Л.М., методист Екатеринбург, 2023 1 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская художника» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р). 3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Изобразительное искусство» (далее – программа) направлена на обучение основам рисования и живописи, знакомство с традиционной культурой и народным искусством России. В наше время изобразительное искусство всё шире вливается в современную действительность. Развитие творческих начал сопряжено с формированием высокой духовности и нравственности, которые являются основами человеческих взаимоотношений, жизни человека в обществе. Рисуя, фантазируя, наблюдая мир вокруг себя, человек имеет возможность быстро запечатлеть увиденное и зримо показать возникшую мысль на загадочной белизне. Искусство рисовать отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы окружающего мира через творчество человека. Приобщение к изобразительному искусству в системе образования призвано способствовать нравственно эстетическому и духовному развитию личности. Актуальность программы обусловлена тем, что занятия в объединении, направленные на развитие духовной свободы, реализации творческих способностей, не раскрытых в рамках школьных дисциплин, но необходимых во всех областях деятельности человека в настоящее время все более востребованными становятся в современном обществе. Учащимся предоставляется широкая возможность для выражения художественной деятельности и 2 мастерства, умения организовать свободное время, направляет их интересы. На занятиях создаётся особая эмоциональная атмосфера увлечённости, она достигается с помощью показа репродукций, поэтического текста, игровых ситуаций. Новизна программы заключается в том, что учебный план дополнен разделом «Народное искусство», углублены разделы «Рисунок» и «Живопись»: впервые введены следующие темы: «Кляксография», материалы графики и их выразительные возможности; «Улица, на которой я живу», образ города и его памятников; «Чугунное кружево», изображение декора городской архитектуры; «Заманчивая реклама», информативность и оформление. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предлагаемые в программе формы и методы обучения наиболее действенны для возрастной категории учащихся, на которых рассчитана программа, следовательно, изучение элементов искусства облегчат учащемуся обучение в школе по общеобразовательным предметам, например, математике (развивает пространственное воображение и абстрактное мышление). Практическая значимость изучаемого предмета - программы объясняется необходимостью восстановить у детей. Игровая технология на занятиях, ведущая. В игровой деятельности детям приходится быть ведущими, ведомыми, переживать успех, преодолевать неудачи, самоорганизовываться, самоутверждаться. Уровень программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 7-15 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе не более 15 человек. Объем освоения программы: 1 год обучения (7-11 лет) – 3 часа в неделю, 144 часа в год. 2 год обучения (11-15 лет) – 5 часов в неделю, 175 часов Срок реализации программы:2 года. Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю, 1 час равен 45 минутам. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста. 3 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческой личности через изобразительное искусство, обучение основам рисования и живописи, знакомство с традиционной культурой и народным искусством России. Задачи программы: Обучающие: • обучать основам рисования и живописи с натуры, по памяти и воображению; • обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками; Развивающие: • развивать эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности; Воспитывающие: • осуществлять знакомство с традиционной культурой и народным искусством России. Характеристика программы: • возраст учащихся, участвующих в реализации программы -7-15 лет; • срок реализации – 2 года; Формы проведения занятий – беседы, практические занятия, учебные игры, участие в конкурсах, рисование на пленере. Формы проведения занятий– беседы, лекции, практические занятия, учебные игры, участие в конкурсах, акциях Формы текущего контроля - опрос, викторины, выставки работ учащихся, итоговая работа учащегося Формы проведения промежуточной аттестации - зачетная работа, тестирование, творческое задание - рисунок (акварелью, гуашью, по выбору). Промежуточная аттестация по окончании обучения по программе одновременно является итоговой аттестацией учащихся. 4 1.3. Содержание программы Учебный план (1 год) № Темы композиций и поделок могут быть изменены в связи с появлением новых конкурсных заданий. Название раздела, тема Количество часов Всего 1. Введение. Техника безопасности 2. Вводная беседа о науке цветоведения. Семь цветов спектра. 3. Теория Практика Формы аттестации/ контроля Практическая работа 2 2 2 1 1 Рисование с натуры листьев, веточек 2 1 1 Практическая работа 4. Знакомство с основными цветами. 6 2 4 Практическая работа 5. Композиция «Осенний урожай» 2 1 1 Практическаяработа 6. Наблюдение многочисленных оттенков в природе (море, небо, вода в реке, озере, снег, горы, лес) 3 1 2 7. Контраст темного и светлого (тональное решение) 4 1 3 Практическая работа 8. Холодные и тёплые цвета (гуашь) 4 1 3 Практическаяработа 9. Отступающие выступающие цвета. (аппликация из цветной бумаги, передний и задний план) 4 1 3 10. Дополнительные цвета 4 1 3 11. Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. 3 1 2 12. Композиция «Взгляд из моего окна». 3 1 2 Практическая работа Практическаяработа Практическаяработа Практическая работа Практическаяработа Практическаяработа 5 13. Композиция «Зимние каникулы». 3 1 2 Практическая работа 14. Воздушная перспектива и ее законы. 3 1 2 Практическая работа 15. Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь». Практическая работа 16. Фактурная живопись. 2 1 1 Практическая работа 17. Изображение животных, птиц (наброски цветом). 4 1 3 Практическая работа 18. Композиция "Злые и добрые люди, злые и добрые существа" (различие образов сказочных героев). 4 1 3 19. Композиция «Люди будущего». 4 1 3 Практическая работа 20. Декоративная стилизация природных форм. 4 2 2 Практическая работа 21. Декоративная композиция "Волшебный цветок" 2 1 1 Практическая работа 22. Композиция "Море" 4 1 3 Практическая работа 23. "Натюрморт из одного простого по форме предмета" 3 1 2 Практическая работа 24. Композиция "Дождь в городе" 3 1 2 Практическая работа 25. Декоративная композиция "Жар птица" 2 1 1 Практическая работа 26. Основы композиции. Статика и динамика в композиции. Уравновешенная композиция 4 2 2 27. Композиция "Ракушки" 4 1 3 Практическая работа 28. Пропорции. Предметы быта. 4 2 2 Практическая работа 29. Ритм в композиции. 4 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 6 30. Декоративное рисование на объемной форме 4 1 3 Практическая работа 31. Декоративная композиция. Бабочка. 4 1 3 Практическая работа 32. Натюрморт «Моя любимая игрушка» 4 1 3 Практическая работа 4 1 3 34. Узоры на полотенце 3 1 2 Практическая работа 35. Портрет мамы 4 1 3 Практическая работа 36. Ракета в космосе 4 2 2 Практическая работа 37. Веселые и грустные кляксы 4 1 3 Практическая работа 38. Пейзаж. Горы. В технике пуантилизм. 4 1 3 Практическая работа 39. Композиция "На моей улице" 4 1 3 Практическая работа 40. Композиция «Аленушка в сарафане» 4 1 3 Практическая работа 41. Композиция по мотивам русской народной сказки 4 1 3 Практическая работа 42. Итоговая композиция «Здравствуй, лето!» 4 1 3 Практическая работа 144 48 96 33. Композиция «Подводный мир». Прорисовывание мелких деталей Итог Практическая работа Учебный план (2 год) № Темы композиций и поделок могут быть изменены в связи с появлением новых конкурсных заданий. Тема Количество часов Всего Теория Формы контроля Практика 7 1. Рисунок шахматной доски 4 1 3 Практическая работа 2. Заливки в прямоугольниках (живопись) 4 1 3 Практическая работа 3. Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина 4 1 3 Практическая работа 4. Рисунок геометрического орнамента 4 1 3 Практическая работа 5. Смешение цветов. Смешение трех основных и трех двойных цветов. 4 1 3 Практическая работа 6. Изучение жанров композиции. Автопортрет. 6 1 5 Практическая работа 7. Рисунок плоского предмета (сечка, балалайка) 6 1 5 Практическая работа 8. Этюд с двух плоских предметов прямоугольной формы 4 1 3 Практическая работа 9. Композиция "Страшный лес","Туманное утро" 6 1 5 Практическая работа 10. Зарисовки квадрата на плоскости в различных поворотах и положениях. 8 1 7 Практическая работа 11. Этюд плоского предмета, неоднородно окрашенного. 3 1 2 Практическая работа 12. Композиция "Мать и дитя" 6 1 5 Практическая работа 13. Каркас куба 4 1 3 Практическая работа 14. Этюд драпировки в трех плоскостях с цветными полосами. 4 1 3 Практическая работа 15. Рисунок гипсового куба 8 1 7 Практическая работа 8 16. Два предмета прямоугольной формы контрастных по цвету и по тону на темном фоне (живопись) 5 1 4 Практическая работа 17. Композиция на тему из истории Древней Руси 6 1 5 Практическая работа 18. Рисунок двух прямоугольных по форме предметов 6 1 5 Практическая работа 5 1 4 Практическая работа (шкатулки, коробочки) 19. Два предмета прямоугольной формы контрастных по цвету и по тону на светлом нейтральном фоне (живопись) 20. Композиция "на чужой планете"(добрая, злая) 6 1 5 Практическая работа 21. Рисунок окружность в перспективе. 4 1 3 Практическая работа 22. Этюд граней цилиндрической формы (бочка). 4 1 3 Практическая работа 23. Композиция "Цирк" 6 1 5 Практическая работа 24. Рисунок каркаса цилиндра 4 1 3 Практическая работа 25. Натюрморт из двух предметов, один кубической, другой цилиндрической формы разных по тону и цвету. 8 1 7 Практическая работа 26. Композиция "Человек и прогресс" 8 1 7 Практическая работа 27. Рисунок гипсового цилиндра 6 1 5 Практическая работа 9 28. Натюрморт из контрастных по форме, тону и цвету предметов овощей. 8 1 7 Практическая работа 29. Иллюстрация Уральских сказов. 8 1 7 Практическая работа 30. Рисунок двух гипсовых геометрических тел (куб, цилиндр). 8 1 7 Практическая работа 31. Стакан с чаем, лимон на ярком фоне. 8 1 7 Практическая работа Итого: 175 часов Содержание учебного плана № Группа учащихся 1 год Тема 1. Введение.Техника безопасности Материалы Формирование группы, знакомство с режимом работы кружка, правила поведения во время занятий, ознакомление с планом работы и перечнем художественных материалов, необходимых для занятий. 2. Вводная беседа о науке цветоведения.Семь цветов спектра. Бумага А-4, акварель Природа цвета. Объект, предмет цветоведения. Цветоведение как совокупность наук, изучающих цвет. Знакомство с понятием «цвет». Субъективность цветовосприятия. Значение цвета в разных сферах нашей жизни. 10 3. Рисование с натуры листьев, веточек. Те навыки, которые мы приобрели на заданиях можно и нужно применять. То есть, аккуратность, внимательность, правильная штриховка карандашами. 4. Знакомство с основными цветами. Бумага А-4, карандаши цветные Бумага А-4, гуашь Три краски – желтый, синий и красный – основа, благодаря которой, теоретически, художник может создать все остальные цвета. Их еще называют первичным. Эти цвета невозможно получить путем смешения какихлибо других пигментов. Упр. "Сказочная птица", Упр. "Механическое смешение: красного и синего, красного и желтого, желтого и синего", Упр. оптическое смешение "Цветы". 5. Композиция «Осенний урожай» Бумага А-4, акварель Умение применять знания, полученные на прошлых занятиях и при рисовании смешивать нужные цвета. Обращать внимание на разницу в размере овощей (кабачок отличается по размеру от огурца, хотя может быть одного цвета). 6. Наблюдение многочисленных оттенков в природе (море, небо, вода в реке, озере, снег, горы, лес). Бумага А-4, акварель Упр. на ассоциации цветов (где и когда видели такой цвет). Обучающийся должен знать, что если добавить к готовому зеленому желтый или синий, то можно получить разные оттенки упр. Зеленая палитра леса. 11 7. Контраст темного и светлого. Бумага А-4, акварель При решение учебной задачи ставиться вопрос о тональном решении. Упр. Геометрический орнамент – гризаль (тональное решение). 8. Холодные и тёплые цвета. Бумага А-4, гуашь Знакомство с понятием «теплые цвета». Эмоциональная выразительность цвета. Знакомство с произведениями изобразительного искусства, выполненными в теплых цветовых сочетаниях. Предполагаемое аудиторное задание: выполнение упражнений на получение «теплых цветов» путем смешения. Знакомство с понятием «холодные цвета». Эмоциональная выразительность цвета. Знакомство с произведениями изобразительного искусства, выполненными в холодных цветовых сочетаниях. Предполагаемое аудиторное задание: выполнение упражнений на получение «холодных цветов» путем смешения, упр. «Декоративный натюрморт в холодной и теплой гамме». 12 9. Отступающие выступающие цвета. Бумага А-4, цветная Наряду с различными основными свойствами цвета, рассмотренными нами выше, не менее интересно явление бумага, клей так называемых«выступающих» и «отступающих» цветов. Помещенные на одной и той же плоскости цвета могут казаться то более близкими, то более удаленными от нас. Пользуясь этим замечательным свойством, обучающийся может передать посредством соответственно подобранной гаммы цветов пространственную глубину картины, усилить впечатление перспективы, дать представление объема, рельефа и т. д., или, наоборот, сделать картину плоскостной. Упр. «Пейзаж», аппликация, передний и задний план. 10. Дополнительные цвета. Бумага А-4, гуашь Знакомство с понятием «дополнительные цвета». Расположение дополнительных цветов в «цветовом круге». Получение дополнительных цветов путем смешения. Дополнительные цвета: желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Упр. «Эскиз витража», «Геометрический орнамент». 11. Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Выразительными средствамиграфики является -линия,точка,штрих,пятно, светотень. С помощью этихсредствхудожники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.Линия- главное выразительноесредстворисунка.Линияхудожника отличается от Бумага А-4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, акварель 13 чертежной.Выразительностьсилуэтазависит от формы, положения и освещенности фигуры.Пятноможет выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. 12. Композиция «Взгляд из моего окна». Развитие цветоощущения. Предполагаемое выполнение цветовых растяжек на нюансные Бумага А-4, акварель, кисти гармонии.Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как прекрасна природа вокруг? Композиция, направленная на рассмотрение красоты окружающего нас пространства (природы за окном) 13. Композиция «Зимние каникулы». Композиция, написанная на настроение (живопись).Знакомство с техникой акварели, умение грамотно заполнить плоскость листа, найти путем смешивания нужные цвета и ограничено "вплавлять" цвет в цвет, не разрушая формы и добиваясь прозрачности письма (развития чувства цвета и образного мышления). Бумага А-4, акварель, кисти 14 14. Воздушная перспектива и ее законы. Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь». Знакомство Бумага А-4, акварель, учащихся с законамивоздушнойперспективы; расширить их знания о пейзажном жанре в живописи. кисти Развивать наблюдательность, зрительную память, умение решать общее тоновое и цветовое состояниепейзажа; отработать передачу цветовых различий основных объектовпейзажа. Воспитывать у учащихся эмоциональное отношение к природе, чувство к прекрасному.Воздушнаяперспектива- это мнимые изменения некоторых признаков предметов под влияниемвоздушнойсреды и пространства. Воздух представляет собой газообразное материальную среду, в котором содержится много примесей - пыли, паров влаги, копоть и тому подобное 15. Фактурная живопись. Как изображать различные фактуры; Как работать в акварельной технике по-сырому; В чём заключается суть Бумага А-4, акварель, кисти английской техники XIX века; Как неявно обозначить разницу между светом и тенью. Рисование акварельными красками с применением свечи 15 16. Изображение животных, птиц (наброски цветом). Изучение животного мира – важная задача для рисующего. Изображение животных и птиц представляет Бумага А-4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши значительные трудности. Ведь подавляющее большинство из них очень подвижны – их нельзя заставить позировать. Вот почему обычно до рисования живой натуры начинающему следует выполнить серию набросков и зарисовок с чучел. Рисование животных по плакатам с изображением последовательности. 17. Композиция "Злые и добрые люди, злые и добрые существа" (различие образов сказочных героев). Развитие образного мышления детей. Почувствовать разницу в передаче образов героев, найти цветовые характеристики сказочных образов, передать характер персонажей сказок, закрепить полученные на предыдущих уроках навыки работы акварелью и гуашью. БумагаА-4, акварель, гуашь, карандаш, кисти 18. Композиция "Люди будущего"(рисунок). Формирование образного восприятия у детей. Создание композиции, передача формы, объёма, фактуры средствами и возможностями БумагаА-4, простой карандаш, ластик, материала. цветные карандаши Декоративная стилизация природных форм. БумагаА-4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши 19. Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. 16 20. Декоративная композиция "Волшебный цветок". Развитие воображения и образного мышления детей. Грамотное размещение декоративных элементов (геометрия или пластика), выделение главных и второстепенных из них, интересное цветовое решение, создание образа цветка. Бумага А-4, гуашь, карандаш, кисти 21. Композиция "Море"(живопись). Развитие чувства цвета и образного мышления. Общий колорит, передача настроения цветом. БумагаА-4, гуашь, карандаш, кисти 22. "Натюрморт из одного простого по форме предмета"(рисунок). Развитие глазомера, закрепления навыков работы простым карандашом. Грамотное размещение предмета на плоскости листа, верная передача пропорций, решения плоскостно - линейное. БумагаА-4, карандаши простые, резинка 23. Композиция "Дождь в городе". Развитие образного мышления, чувство цвета, закрепление навыков работы с Бумага А-4, акварель, акварелью. Грамотное выстроенная композиция, передача настроения цветом (общий колорит); возможность кисти введения в композицию фигуры человека. 24. Декоративная композиция "Жар птица". Развития чувства цвета, орнаментальная композиция, создания образа, тёплый колорит. БумагаА-4, гуашь, карандаш, кисти 25. Основы композиции. Статика и динамика в композиции. Уравновешенная композиция БумагаА-4, тушь, С построения композиции начинается любой рисунок. И для того чтоб ваши работы смотрелись гармонично и перо, кисти. грамотно нужно изучить ее основы. Упражнения по композиции в рисунке. Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера. 17 26. Композиция "Ракушки"(рисунок). Умение наблюдать и передавать природные формы, развития глазомера, чувство пятна, знакомство с новым материалом (тушь). Передача характера ракушек, создание окружающего ее мира. БумагаА-4, тушь, перо, кисти 27. Пропорции. Предметы быта. БумагаА-4, простой карандаш, ластик, цветные карандаши Рисунок простой вазы или бутылки. Задача основы построения симметричного предмета. Просто по оси симметрии сверить лево и право. 28. Ритм в композиции. Формирование представления об искусстве народных мастеров. Знакомство с ритмом вкомпозиции. 29. Декоративное рисование на объемной форме Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение. Воспитывать самостоятельность и творчество, интерес и эстетическое отношение к народному искусству. 30. Бумага А-4, гуашь, кисти, тряпочки, палитры, баночки с водой. Камушки (галька), гуашь, кисти, тряпочки, палитры, баночки с водой. Декоративная композиция "Бабочка". Знакомство с техникой аппликации. Композиция Бумага А-4, цвета. цветная бумага, клей, ножницы 18 31. Натюрморт «Моя любимая игрушка» Учить воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве, дать элементарные сведения о Бумага А-4, акварель, кисти декоративно-прикладном искусстве. Воспроизведение по памяти хорошо знакомого предмета 32. Композиция «Подводный мир». Прорисовывание мелких деталей Познакомить с творчеством художников-анималистов; продолжить формирование графических навыков; развивать наблюдательность, творческую активность; воспитывать чувство доброты и отзывчивости к животному миру. 33. Узоры на полотенце Познакомить детей с историей украшения одежды и белья вышивкой. Показать красоту вышитых изделий, выполненных из геометрических элементов. Учить составлять и располагать симметричный геометрический узор. 34. Бумага А-4, акварель, кисти, цветные карандаши Бумажные прямоугольники 22×8 см и круг диаметром 22 см, цветные карандаши. Портрет мамы Листы А4, простые Развивать художественное восприятие образа человека. Продолжать передавать в рисунке черты лица. Учить карандаши, восковые ватные рисовать по памяти образ мамы с элементами средневековой принцессы (голова и плечи). Воспитывать любовь мелки, тампоны. к своим близки. 19 35. Ракета в космосе Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, - Юрии Гагарине. Учить рисовать восковыми мелками ракету. 36. Веселые и грустные кляксы 37. Пейзаж. Горы. Листы А-5, акварельные краски, Познакомить детей с новым способом изображения – кляксографией, показать ее выразительные возможности. соломинки для сока, Учить придавать полученным кляксам настроение. Развивать наблюдательность, фантазию, воображение, карандаши или интерес к творчеству. фломастеры, кисти, тряпочки, баночки с водой. Создание гор при помощи разрезания бумаги и вставлять в промежутки крафтовую бумагу для объема. 38. Альбомные листы, восковые мелки. Композиция "На моей улице" Познакомить детей с историей их родного города. Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Создание света от фонаря ночью. Закреплять знания об основных частях здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон). Половинки альбомных листов, восковые мелки. Листы А-4, угольные карандаши, ватные тампоны. 20 39. Композиция «Аленушка в сарафане» Знакомить детей с историей украшения вышивкой одежды и белья. Показать красоту вышитых изделий. Учить передавать характерные особенности русской народной одежды – сарафана и сорочки. Развивать уважение к народной культуре. Создание Аленушки в вышитомсарафане. 40. Композиция по мотивам русской народной сказки. Развитие фантазии и образного мышления. Грамотные композиции и колористическое решение работы, создание образов героев. № 41. Тема Итоговая композиция «Здравствуй, лето!» Уточнение и закрепление признаков лета в живой и неживой природе. Применение в итоговой работе знаний полученных на прошедших занятиях. Листы А-4 с нарисованной девочкой в рубахе и сарафане, с широкой лентой на голове; схема мальчика в подпоясанной рубахе; цветные карандаши. Бумага А-4, гуашь, карандаш, кисти Материалы Бумага А-4, акварель, кисти, цветные карандаши 21 1. Рисунок шахматной доски. бумага А-3, Тренировка в проведении прямых линий, деление отрезков, штриховка. Беседа о рисунке, как о самостоятельной карандаш дисциплине в школе. Знакомство с оборудованием рабочего места и Группа учащихся 2 год материалами (как точить карандаш, как держать, как заправить резинку, свойства бумаги, карандаша и т.д.). 2. Заливки в прямоугольниках (живопись) бумага А-3, 1. ровная; 2 переход из одного тона в другой;3 переход из одного цвета в другой. Тренировка в управлении акварель, кисти заливками. Изучение трех основных цветов. Беседа о свойствах акварельных красок, о материалах, кистях, пользовании палитрой и т.д. 3. Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина. бумага А-3, Формат, размер. акварель, кисти 4. Рисунок геометрического орнамента. Тренировка в выявлении различной тональности штриховкой. Беседа о бумага А-3, композиции в листе. Тренировка в рисовании окружности. карандаш 5. Смешение цветов. Смешение трех основных и трех двойных цветов. бумага Тренировка в заливках. Получение трех двойных цветов фиолетовый, оранжевый, зеленый. акварель, кисти А-3, Получение трех коричневых цветов. Беседа о цветовом круге и основы цветоведения. Дополнительные цвета. 22 6. Изучение жанров композиции. Автопортрет. "Мир моих увлечений". бумага А-3, акварель, кисти 7. 8. Рисунок плоского предмета (сечка, балалайка). Изучение пропорций. Беседа о пропорциях. бумага Тренировка в передаче пропорций и в их измерения. карандаш А-3, Этюд с двух плоских предметов прямоугольной формы (контрастных по цвету и по тону на светлом фоне бумага А-3, две книги - большая и маленькая). Передать тональную и цветовую разницу и акварель, кисти отношение к фону используя заливки. В рисунке закрепление пропорций. 9. Композиция "Страшный лес", "Туманное утро". Силуэты деревьев разных пород. бумага А-3, Затемненная и высветленная цветовые гаммы. гуашь, карандаш, кисти 10. Зарисовки квадрата на плоскости в различных поворотах и положениях. Беседа о линейной перспективе, как бумага А-3, один из способов передаче трехмерного мира на двухмерной плоскости. Понятие о линии горизонта и 1, 2 точках карандаш схода. Компоновка в листе. Тренировка в передаче пространства за счет изменения толщины и нажима линии. 11. Этюд плоского предмета, неоднородно окрашенного(топор). Изучение и тренировка в лессировках и бумага А-3, живописи мазком. Передача оттенков топора при сохранении в целом его цвета и тона локального цвета. Краевые акварель, кисти касания с фоном. Закон контраста. 12. Композиция "Мать и дитя". Птицы и животные. Светотень, контраст размеров. бумага А-3, акварель, кисти 23 13. Каркас куба. Построение трехмерной кубической формы на двухмерной плоскости. Изучение перспективы. бумага А-3, Компоновка в листе. Линии в пространстве (изменение толщины и нажима). карандаш 14. Этюд драпировки в трех плоскостях с цветными полосами. Передать три тональных и цветовых отношений бумага А-3, свет, тень, полутень в зависимости от освещения плоскостей. акварель, кисти 15. Рисунок гипсового куба. Тренировка в построении кубической формы. Изучение светотени. Передача бумага карандаш. тональных отношений (фон, тень собственная, тень падающая, свет, полутень). А-3, Изучение краевых контрастов. Передача объема и освещения тоном, штрихом. 16. Два предмета прямоугольной формы контрастных по цвету и по тону на темном фоне.(живопись). бумага А-3, Вылепить цветом и тоном объем предметов и передать их тональную разницу. акварель, кисти 17. Рисунок двух прямоугольных по форме предметов (шкатулки, коробочки). Компоновка в листе с учетом бумага А-3, равновесия светотени и падающих теней. Постановка на плоскости. Передача объема тоном. Передача тональной карандаш разницы предметов. Беседа о локальных тонах (светлых, темных). Краевые касания. 18. Композиция на тему из истории Древней Руси. Поход в музей, книги (Александр Невский). бумага Выбор гаммы, контраст размеров. акварель, кисти 19. А-3, Два предмета прямоугольной формы контрастных по цвету и по тону на светлом нейтральном фоне. бумага А-3, (живопись)Вылепить цветом объем предметов и передать их тональную разницу. акварель, кисти 24 20. Композиция "на чужой планете"(добрая, злая). Выбор гаммы, холодная, высветленная, затемненная. Тема на раскрытие эмоции. 21. Рисунок окружность в перспективе. Изучение построения элипса по осям. Передача линией пространства. бумага А-3, Добиться равномерного закругления линии и постепенного изменения толщины нажима линии. карандаш 22. Этюд граней цилиндрической формы бочка. Передать объем цилиндрической формы, свет, полутень, границу бумага А-3, света и тени, рефлекс, падающую тень, используя последовательные заливки отмывки. акварель, кисти 23. Композиция "Цирк". Цветовой ритм, композиционный центр, цветовой образ (настроение, гамма). 24. Рисунок каркаса цилиндра. Линейно конструктивное построение. Передача пространства линией. Беседа о бумага А-3, различной вытянутости элипсов в зависимости от точки зрения и уровня расположения элипсов относительно карандаш линии горизонта. 25. Натюрморт из двух предметов, один кубической, другой цилиндрической формы разных по тону и цвету. бумага А-3, Передать объём кубической и цилиндрической формы. Передать разницу в тоне. Передать первый и второй акварель, кисти планы, почувствовать разницу контрастов планов. 26. Композиция "Человек и прогресс". Композиция по наблюдению (город, человек, машина).Выделение главного, бумага А-3, ритм масс, контраст очертаний и размеров. акварель, кисти 25 27. Рисунок гипсового цилиндра. Компоновка с падающей тенью. Передача объема штрихом. Беседа о светотени на круглой форме (свет, полутень, граница света и тени и особенности ее изображения, тень, рефлекс). Краевые касания с фоном. 28. Натюрморт из контрастных по форме, тону и цвету предметов овощей. Передать тональные отношения бумага А-3, между предметами цветом, сохранив их форму, объем. акварель, кисти 29. Иллюстрация Уральских сказов. Используя уральский костюм, вышивки. бумага А-3, акварель, кисти 30. Рисунок двух гипсовых геометрических тел (куб, цилиндр). Компоновка, построение на плоскости двух бумага оснований квадрата и окружности. Передача тональных отношений и объёма. А-3, карандаш Касания краевые. Пространство. 31. Стакан с чаем, лимон на ярком фоне. Передать материальность стекла лессировками, заливками. бумага А-3, акварель, кисти 26 1.4.Планируемые результаты Знать • знание выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства; • знание связи народного знание искусства разных стран и народов; искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представления об освоении человеком пространства Земли; • знает разнообразие возможных выразительных декоративно-прикладного творчества. средств изобразительного и Уметь • уметь чувствовать формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательно использовать цвета и формы в творческих работах; • уметь использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов; умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства; • умеет пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками; • умеет использовать цвета и их оттенки для передачи колорита изображения, смешивать краски на палитре; умеет делать эскизы в карандаше; • уметь создавать жанровые сцены; • умеет рисовать из головы и с натуры, изображать природу. Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 3 часа в неделю (144 часов за учебный год) и 5 часов в неделю (175 часов за учебный год). Каждое занятие состоит из двух частей – теория и практика. Содержание программы направлено на овладение способами художественной деятельности, на приобщение к искусству как духовному опыту поколений, на развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментов, а также предполагается использование электронных средств обучения. Методическая поддержка, как из арсенала признанных художников, так и из авторских разработок педагога. 28 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 1 год Кол-во часов № Дата Форма занятия 1. Сентябрь Беседа 1 Введение. Техника безопасности 2. Сентябрь Беседа 2 Введение. Техника безопасности Беседа 3 Вводная беседа о науке цветоведения. Семь цветов спектра. 3. Теория Практика Тема занятия Форма контроля Опрос Наблюдение Опрос Сентябрь 4. Сентябрь Практическое занятие 3 Вводная беседа о науке цветоведения. Семь цветов спектра. Практическая работа 5. Сентябрь Практическое занятие 3 Рисование с натуры листьев, веточек Практическая работа 6. Сентябрь Практическое занятие 3 Рисование с натуры листьев, веточек Практическая работа 7. Сентябрь Беседа 2 Знакомство с основными цветами. Наблюдение 8. Сентябрь Беседа 3 Знакомство с основными цветами. Опрос 29 9. Сентябрь Практическое занятие 3 Знакомство с основными цветами. Практическая работа 10. Сентябрь Практическое занятие 3 Знакомство с основными цветами. Практическая работа 11. Сентябрь Практическое занятие 3 Знакомство с основными цветами. Практическая работа 12. Сентябрь Практическое занятие 3 Знакомство с основными цветами. Практическая работа 13. Октябрь Композиция «Осенний урожай» Наблюдение 14. Октябрь Композиция «Осенний урожай» Практическая работа 15. Октябрь 16. Октябрь Беседа 2 Практическое занятие Беседа Практическое занятие 3 Наблюдение многочисленных оттенков в природе (море, небо, вода в реке, озере, снег, горы, лес) 2 3 Наблюдение многочисленных оттенков в природе (море, небо, вода в реке, озере, снег, горы, лес) Опрос Практическая работа 30 17. Октябрь Практическое 3 занятие 18. Октябрь Беседа 3 Наблюдение многочисленных Практическая оттенков в природе (море, небо, вода в реке, озере, снег, горы, лес) работа Контраст темного и светлого Опрос (тональное решение) 19. 20. 21. Октябрь Октябрь Октябрь Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Беседа Контраст темного и светлого (тональное решение) Контраст темного и светлого (тональное решение) Контраст темного и светлого (тональное решение) Холодные и тёплые цвета (гуашь) Практическая работа Практическая работа Практическая работа 22. Октябрь 23. Октябрь Практическое занятие 3 Холодные и тёплые цвета (гуашь) Практическая работа 24. Октябрь Практическое занятие 3 Холодные и тёплые цвета (гуашь) Практическая работа 3 Опрос 31 25. Октябрь 26. Октябрь Практическое занятие Беседа 3 Холодные и тёплые цвета (гуашь) Отступающие выступающие 3 Практическая работа Опрос цвета. (аппликация из цветной бумаги, передний и задний план) 27. Октябрь Практическое занятие 3 Отступающие выступающие цвета. (аппликация из цветной бумаги, передний и задний план) Практическая работа 28. Ноябрь Практическое занятие 3 Отступающие выступающие цвета. (аппликация из цветной бумаги, передний и задний план) Практическая работа 29. Ноябрь Практическое занятие 3 Отступающие выступающие цвета. (аппликация из цветной бумаги, передний и задний план) Практическая работа 30. Ноябрь 31. Ноябрь Беседа Практическое занятие Дополнительные цвета 2 3 Дополнительные цвета Опрос Практическая работа 32 32. Ноябрь Практическое занятие 3 Дополнительные цвета Практическая работа 33. Ноябрь Практическое занятие 3 Дополнительные цвета Практическая работа 34. Ноябрь 35. Ноябрь Практическое занятие 2 Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Наблюдение 36. Ноябрь Практическое занятие 2 Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Практическая работа 37. Ноябрь 38. Ноябрь Беседа Беседа Практическое занятие Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. 2 Композиция «Взгляд из моего окна». 3 3 Композиция «Взгляд из моего окна». Опрос Опрос Наблюдение 33 39. Ноябрь Практическое занятие 40. Декабрь 41. Декабрь Практическое занятие 3 Композиция «Зимние каникулы». Наблюдение 42. Декабрь Практическое занятие 3 Композиция «Зимние каникулы». Практическая работа 43. Январь Беседа Беседа 3 Композиция «Взгляд из моего окна». Композиция «Зимние каникулы». 3 Воздушная перспектива и ее законы. 3 Практическая работа Опрос Опрос Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь». 44. Январь Практическое занятие 3 Воздушная перспектива и ее законы. Наблюдение Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь». 34 45. Январь Практическое занятие Воздушная перспектива и ее законы. Виды пейзажа. Гризайль. Практическая работа Композиция «Ночь». 46. Январь 47. Январь 48. Январь Беседа Практическое занятие Беседа Фактурная живопись. 3 3 Фактурная живопись. Изображение животных, птиц 3 Опрос Практическая работа Опрос (наброски цветом). 49. Январь Практическое занятие 3 Изображение животных, птиц (наброски Наблюдение цветом). 50. Январь Практическое занятие 3 Изображение животных, птиц (наброски Практическая цветом). работа 51. Январь Практическое занятие 3 Изображение животных, птиц (наброски Практическая цветом). работа 35 Февраль 52. 53. Беседа Композиция "Злые и добрые люди, злые и добрые существа" (различие образов сказочных героев). 3 Практическое занятие 3 Композиция "Злые и добрые люди, злые и добрые существа" (различие образов сказочных героев). Наблюдение Практическое занятие 3 Композиция "Злые и добрые люди, злые и добрые существа" (различие образов сказочных героев). Практическая работа Февраль 54. Опрос Февраль Итого 144 Календарный учебный график 2 год Кол-во часов № Форма контроля Дата Форма занятия 1. Сентябрь Беседа 1 Введение. Техника безопасности 2. Сентябрь Беседа 2 Введение. Техника безопасности Теория Практика Тема занятия Опрос Наблюдение 36 Беседа 3. Вводная беседа о науке цветоведения. Семь цветов спектра. 3 Опрос Сентябрь 4. Сентябрь Практическое занятие 3 Вводная беседа о науке цветоведения. Семь цветов спектра. Практическая работа 5. Сентябрь Практическое занятие 4 Рисование с натуры листьев, веточек Практическая работа 6. Сентябрь Практическое занятие 4 Рисование с натуры листьев, веточек Практическая работа 7. Сентябрь Беседа 4 Знакомство с основными цветами. Наблюдение 8. Сентябрь Беседа 4 Знакомство с основными цветами. 9. Сентябрь Практическое 4 Знакомство с основными цветами. занятие 10. Сентябрь Практическое занятие Опрос Практическая работа 4 Знакомство с основными цветами. Практическая работа 37 11. Сентябрь Практическое занятие 4 Знакомство с основными цветами. Практическая работа 12. Сентябрь Практическое занятие 4 Знакомство с основными цветами. Практическая работа 13. Октябрь Композиция «Осенний урожай» Наблюдение 14. Октябрь Композиция «Осенний урожай» Практическая работа 15. Октябрь 16. Октябрь Практическое занятие 3 Наблюдение многочисленных оттенков в природе (море, небо, вода в реке, озере, снег, горы, лес) 17. Октябрь Практическое занятие 4 Наблюдение многочисленных оттенков в Практическая природе (море, небо, работа Беседа 4 Практическое занятие Беседа 3 Наблюдение многочисленных оттенков в природе (море, небо, вода в реке, озере, снег, горы, лес) 3 Опрос Практическая работа вода в реке, озере, снег, горы, лес) 38 18. Октябрь Беседа Контраст темного и светлого 4 Опрос (тональное решение) 19. 20. 21. Октябрь Октябрь Октябрь Практическое занятие 4 Практическое занятие 4 Практическое занятие 4 Беседа Контраст темного и светлого Практическая работа (тональное решение) Контраст темного и светлого Практическая работа (тональное решение) Контраст темного и светлого Практическая работа (тональное решение) 22. Октябрь 23. Октябрь Практическое занятие 4 Холодные и тёплые цвета (гуашь) Практическая работа 24. Октябрь Практическое занятие 4 Холодные и тёплые цвета (гуашь) Практическая работа 25. Октябрь Практическое занятие 4 Холодные и тёплые цвета (гуашь) Практическая работа 26. Октябрь Беседа Холодные и тёплые цвета (гуашь) 4 4 Отступающие выступающие (аппликация из цветной Опрос цвета. Опрос 39 бумаги, передний и задний план) 27. Октябрь Практическое занятие 3 Отступающие выступающие цвета. (аппликация из цветной бумаги, передний и задний план) Практическая работа 28. Ноябрь Практическое занятие 3 Отступающие выступающие цвета. (аппликация из цветной бумаги, передний и задний план) Практическая работа 29. Ноябрь Практическое занятие 3 Отступающие выступающие цвета. (аппликация из цветной бумаги, передний и задний план) Практическая работа 30. Ноябрь 31. Ноябрь Практическое занятие 4 Дополнительные цвета 32. Ноябрь Практическое занятие 4 Дополнительные цвета Практическая работа 33. Ноябрь Практическое занятие 4 Дополнительные цвета Практическая работа Беседа Дополнительные цвета 2 Опрос Практическая работа 40 34. Ноябрь Беседа Силуэт и линия. Средства 2 Опрос выразительности: линия, штрих, пятно, точка. 35. Ноябрь Практическое занятие 4 Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Наблюдение 36. Ноябрь Практическое занятие 4 Силуэт и линия. Средства выразительности: линия, штрих, пятно, точка. Практическая работа 37. Ноябрь 38. Ноябрь Практическое занятие 3 Композиция «Взгляд из моего окна». Наблюдение 39. Ноябрь Практическое занятие 4 Композиция «Взгляд из моего окна». Практическая работа 40. Декабрь Беседа Беседа Композиция «Взгляд из моего окна». 4 4 Композиция «Зимние каникулы». Опрос Опрос 41 41. Декабрь 42. Декабрь Практическое занятие Практическое 4 Композиция «Зимние каникулы». Наблюдение 3 Композиция «Зимние каникулы». Практическая занятие 43. Январь Беседа работа Воздушная перспектива и ее законы. 4 Опрос Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь». 44. Январь Практическое занятие 4 Воздушная перспектива и ее законы. Наблюдение Виды пейзажа. Гризайль. Композиция «Ночь». 45. Январь Практическое занятие Воздушная перспектива и ее законы. Виды пейзажа. Гризайль. Практическая работа Композиция «Ночь». 46. Январь Беседа 4 Фактурная живопись. Опрос 42 47. Январь Практическое занятие 48. Январь 49. Январь Практическое занятие 3 Изображение животных, птиц (наброски Наблюдение цветом). 50. Январь Практическое занятие 3 Изображение животных, птиц (наброски Практическая цветом). работа 51. Январь Практическое занятие 3 Изображение животных, птиц (наброски Практическая цветом). работа 52. Февраль Беседа Беседа Практическое занятие 53. Февраль 4 Фактурная живопись. Изображение животных, птиц (наброски цветом). 3 Композиция "Злые и добрые люди, злые и добрые существа" (различие образов сказочных героев). 3 3 Композиция "Злые и добрые люди, злые и добрые существа" (различие образов сказочных героев). Практическая работа Опрос Опрос Наблюдение 43 Практическое занятие 54. 3 Февраль Итого Композиция "Злые и добрые люди, злые и добрые существа" (различие образов сказочных героев). Практическая работа 175 44 2.2. Условия реализаций программы Методическое обеспечение Изобразительное творчество учащихся имеет свои особенности. Как правило, в работах обнаруживаются признаки аналитического восприятия действительности. В то же время заметна неравномерность развития учащихся: одни демонстрируют сравнительную зрелость и умения в отдельных видах изобразительного творчества (живопись, графика); у других отмечаются колебания и длительность в рисовании, трудность в выполнении декоративно-прикладных работ; некоторые болезненно реагируют на замечания. Вследствие этого в обучении целесообразно применять следующие педагогические технологии: Технология развивающего обучения/ Л.В. Занков Личностно-ориентированного обучения/Якиманская И.С. Художественная деятельность учащихся способствует развитию их высокой эстетической взыскательности и художественного вкуса, самостоятельности суждений; пониманию терминологии изобразительного искусства, воспитанию любви к сокровищам национальной культуры и произведениям мировой культуры. Приемы и методы организации образовательной деятельности соответствуют возрастным особенностям учащихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. В процессе обучения используются следующие методы обучения: Словесные: объяснение, рассказ, беседа, лекция. Наглядные: иллюстрации, демонстрации. Практические: упражнение, выполнение задания. Дидактические материалы и техническое оборудование 1. Репродукции картин, фотографии скульптур. 2. Литература по искусству. 3. Аудиозаписи музыкальных произведений. 4. Натюрмортный фонд. 5. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, уголь, пастель, тушь, кисти, бумага и т.д.). 6. Компьютер. 45 7. Магнитофон. 8. Столы, стулья, мольберты. Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым. 2.3. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для родителей, участие в конкурсах различного уровня. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, методами наблюдения, опросов, выставок. Входной мониторинг проводится вначале учебного года, промежуточный в середине года и по окончании каждого года обучения, 2.4. Оценочные материалы М О Н И Т О Р И Н Г результатов обучения воспитанников иДИАГНОСТИКА развития качеств личности воспитанниковв дополнительной образовательной программе«Мастерская художника» 2019 2020 учебный год Разъяснение сокращений: С – сентябрь; Д – декабрь; М – май; Балловое значение: 0 – не отображает характер показателя; 1 – минимальный уровень(овладели менее чем ½ объема знаний); 2 – средний уровень(объем освоенных знаний составляет более ½); 3– максимальный уровень(дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) МОНИТОРИНГ результатов обучения воспитанников (за каждый показатель начисляется от 0-3 баллов): Н – низкий, 0-13 б. 46 С – средний, 14-24 б. В – высокий, 25-30б. ДИАГНОСТИКА развития качеств личности воспитанников (за каждый показатель начисляется от 0-3 баллов): Н – низкий, 0-13 б. С – средний, 14-24 б. В – высокий, 25-30б. МОНИТОРИНГ результатов обучения воспитанников по дополнительной программе«Мастерская художника» 2019 - 2020 учебный год Ф.И. воспитанника Показатели с д м с д м с д образовательной м с д м Теоретическая подготовка Теоретические знания по основным разделам учебнотематического плана программы Владение специальной терминологией Практическая подготовка Практические умения и навыки, предусмотренные программой Владение специальным оборудованием Творческие навыки Основные компетентности 47 Коммуникативные Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей Выступать перед аудиторией Организационные Организовывать свое рабочее (учебное) место Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности Аккуратно, ответственно выполнять работу Баллы Уровень результатов обучения 2.5. Методические материалы На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: • словесный (рассказ, объяснение, беседа); • объяснительно-иллюстративный • практический (слушание, сравнение, запоминание); (упражнения, дидактические игры, исполнение песенно- игрового материала); • наглядный (показ иллюстраций, видео-фильмов); • репродуктивный • творческий (создание нового художественного образа); (повторение за педагогом, стремление к эталону); 48 • эвристический (участие в конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения. 2.6. Список литературы 1. Горяева Н.А., Островская О.В. под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2013г, 191ст. 2. Копцев Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. «Изобразительное искусство». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. ООО «Ассоциация ХХI век» 2012г,176ст. 3. Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2013г,175ст. 4. Неменская Л.А., под редакцией Б.М. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2-е издание, Москва «Просвещение» 2012г, 159ст. 5. Н.Л. Савенкова Л.Г., .Ермолинская Е,А., Селиванова Т.В., Селиванов «Изобразительное искусство».Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений ООО «Русское слово-учебник» 2012г,112ст. 6. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А, Селиванова Т.В. Селиванов Н.Л. «Изобразительное общеобразовательных искусство». Учебник для учреждений. ООО «Русское 3 класса слово-учебник» 2012г,112ст. 49 7. Шматова О.В. «Самоучитель по рисованию акварелью». ООО «Издательство Эксмо» 2010г,79ст. 50