Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа «Чудо-Центр» Утверждаю Приказ № 5 от 1 сентября 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности Ландшафтный дизайн Возраст обучающихся – 11 - 16 лет Срок реализации - год Количество часов - 36 Составитель: Евдокимова Л.М., методист Екатеринбург, 2023 Содержание Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ..................................... 3 1.1.Пояснительная записка......................................................................................... 3 1.2. Цели и задачи ....................................................................................................... 4 1.3. Содержание программы ...................................................................................... 5 Учебно-тематический план ........................................................................................... 6 Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................ 12 2.1. Календарный учебный график .......................................................................... 12 2.2. Условия реализации программы ....................................................................... 12 2.3. Формы аттестации/контроля ............................................................................. 12 2.4 Оценочные материалы........................................................................................ 13 2.5 Методические материалы................................................................................... 14 Список литературы для педагога ................................................................................ 15 Список литературы для учащихся .............................................................................. 15 Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн» естестественно-научной направленности разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 01 марта 2023 года); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16); Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р); Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Локальные акты: Устав учреждения, учебный план, инструкции по технике безопасности. Уровень программы: Программа модифицированная, стартового уровня. Актуальность заключается в том, что программа направлена на содействие профессиональному самоопределению обучающихся путем приобретения специальных знаний, умений и навыков в области ландшафтного дизайна. Программа позволяет осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности. Новизна. Программа ориентирована на формирование опыта практической деятельности в области ландшафтного дизайна, что позволяет обучающимся соотнести свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями, которые предъявляются к этой области в современных условиях. Педагогическая целесообразность заключается в том, что основным принципом реализации программы служит обучение в процессе практической деятельности. Это позволяет обучающимся овладеть необходимыми навыками ландшафтного дизайна, создает благоприятные условия для творческой самореализации личности. Отличительная особенность программы состоит в том, что программа даёт возможность обучающимся попробовать свои силы в ландшафтном проектировании, получить навыки работы, познакомиться с современными технологиями и методами работы в данной области, тем самым, создавая условия для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности. В современном мире, с появлением новых технологий и материалов, направление «Ландшафтный дизайн» изучается на новом, современном уровне. Появляются новые отрасли и направления его развития, в которых учащиеся развивают творческие способности и реализовывают интерес в данной области посредством исследовательской деятельности. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусматривает возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Основной целью реализации программы с использованием дистанционных образовательных технологий является предоставление возможности получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям учащихся независимо от места их проживания, возраста, социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации учебного процесса. В рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы могут быть организованы в дистанционном режиме: занятия различных форм, мастер-классы, диагностические игры, видеоконференции; творческие студии, мастерские и конкурсы с дистанционным представлением выполненных учащимися работ. Программа модифицированная, стартового уровня. Адресат программы: Возраст учащихся: 11-16 лет Категории состояния здоровья учащихся: без особенностей в развитии. Объём программы и сроки реализации: Срок реализации программы: 1 год Объем программы: 36 часов, 36 учебных недель. Форма обучения: очная, групповые занятия. Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. 1.2. Цели и задачи Цель – создание условий для эстетического и творческого развития, профессионального самоопределения обучающихся посредством обучения основам ландшафтного проектирования, включения их в разработку и реализацию экологически грамотных проектов оформления территории. Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач. Задачи: Обучающие: ● дать знания об истории ландшафтного дизайна; ● дать знания по основам ландшафтного дизайна; ● формировать знания основных принципов и элементовдекоративного оформления территории; ● формировать основные умения и навыки выполнения ландшафтныхработ; ● обучать технологии выращивания цветковых, клумбовых растений; ● ● ● ● обучать основам дизайнерского проектирования; обучать художественно-композиционными приемами дизайна; обучать основам комнатного цветоводства; формировать знания о биологических и декоративных особенностях растений, используемых в зеленом строительстве; ● формировать знания общих принципов зонирования территории; ● обучать навыками проектной графики; ● формировать ● знания нормативных требований к рабочейдокументации; обучать самопрезентации – созданию портфолио. Развивающие: ● развивать творческие фантазию,художественный вкус; способности, воображение, ● развивать образное,пространственное мышление, чувствогармонии и стиля; ● развивать стремление к пониманию содержательной стороны и ценности природы искусства; ● развивать индивидуальные умения и навыки, необходимые для создания ландшафтных проектов. Воспитательные: ● воспитывать художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию; ● воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость,целеустремленность и самостоятельность; ● формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению через творчество; ● формировать интерес к ландшафтному проектированию. 1.3. Содержание программы № п/п 1 Название раздела, темы Садово-парковое строительство 2 Количество часов Всего 12 Теория 6 Практика 6 Опрос тестирование зачет 9 Опрос тестирование зачет 18 9 Декоративные травянистые насаждения 6 4 2 ИТОГО 36 19 17 Устройство отдельных элементов ландшафтного дизайна 3 Формы аттестации (контроля) Опрос тестирование зачет Учебно-тематический план Количество часов № п/п Название раздела, темы Раздел 1. Садово-парковое строительство 1.1 Вводное занятие вводный инструктаж Сады и парки мира. 1.2. Садово-парковое искусство в России Основные стилистические 1.3. направления ландшафтного дизайна Регулярный стиль ландшафтного дизайна Пейзажный (английский) 1.4. стиль ландшафтного дизайна 1.5. Композитный (средиземноморский,стиль кантри) 1.6 Композитный (средиземноморский,стиль кантри) 1.7. Как составить план – проект в регулярном стиле Как составить план – проект в регулярном стиле 1.9. Как составить план – проект в пейзажном стиле 1.10 Как составить план – проект в пейзажномстиле 1.8. Как составить 1.11. план – проект в композитном стиле 1.12 Как составить план – проект в композитном стиле Всего Теория Практика Формы аттестации (контроля) 12 6 6 1 1 беседа 1 1 устный опрос 1 1 беседа 1 1 беседа 1 1 беседа 1 1 беседа 1 1 зачет 1 1 беседа 1 1 1 1 1 1 1 1 зачет беседа беседа зачет 18 9 1 1 2 1 1 беседа 2.2. Газоны и их виды. Устройство специальногои обыкновенного газонов Цветники их виды и категории 2 1 1 беседа 2.3. Устройство партерныхклумб и рабаток Каменистые цветники иих устройство (альпийская горка, рокарий) Устройство цветника миксбордера Устройство партерной клумбы в стиле «Арабески» Устройство партерной клумбы в стиле сплошной посадки Методика ландшафтного проектирования 1 1 беседа 1 1 зачет 1 1 зачет 1 1 зачет 1 1 2 1 2.9 Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап 2 2 2.10 Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап 2 2 2.11 Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта 2 2 2.12 Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Раздел 2. Устройство отдельных элементов ландшафтного дизайна 2.1. 2.4. 2.5 2.6 2.7 2.8 3.1. 9 беседа 1 Раздел 3. Декоративные травянистые насаждения 6 4 2 Общие сведения о травянистых цветочных растениях. Применение 2 1 1 устный опрос травянистыхрастений при создании партерных клумб 3.2. 3.3. 3.4 Характеристика однолетних цветочных растений. Ассортимент однолетников Устройство рисунков для партерной клумбы с использованием травянистых растений 1 1 2 1 Итоговое занятие 1 1 беседа 1 опрос зачет Содержание учебно-тематического плана 1. Введение Теория: История развития ландшафтного дизайна. Предмет изучения ландшафтного дизайна, его стили и элементы. Техника безопасности при работе в оранжерее. Правила поведения на занятиях. Экскурсия в оранжерею. Форма контроля: соревнование Раздел 1. Садово-парковое строительство Тема 1.1. Современное состояние садово-паркового искусства в России и пути его дальнейшего развития Теория: История и понятие о садово-парковом искусстве. Современное состояние садовопаркового искусства в России и пути его дальнейшего развития. Практика: Составление перспективного плана садового участка. Форма контроля: устный опрос Тема 1.2.Сады и парки мира. Садово-парковое искусство в России Теория: Искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Знакомство с мировыми парками мира. Версальские парки. Практика: Составление перспективного плана по устройству садов и парков Форма контроля: устный опрос Тема 1.3. Основные стилистические направления ландшафтного дизайна Регулярный стиль ландшафтного дизайна Теория: Стили в ландшафтном дизайне. Какой стиль выбрать? Выбор растений для разных стилей в ландшафтном дизайне. Выбор декоративных камней и скульптур. Практика: Провести выбор стиля для благоустройства учебного заведения. Форма контроля: диагностические игры. Тема 1.4. Пейзажный (английский) стиль ландшафтного дизайна Теория: Контрольное прослушивание на тему пейзажный или английский стиль в ландшафтном дизайне. Подбор растений. Устройство миксбордеров Практика: Составить эскиз ландшафта в английском стиле Форма контроля: зачет Тема 1.5. 1.6 Композитный (средиземноморский, стиль кантри) Теория: контрольное прослушивание на тему стиль кантри или деревенский стиль. Подбор растений для данного стиля, использование архитектурных форм в виде животных, устройство цветников в стиле кантри. Практика: Составить эскиз в стиле кантриФорма контроля: зачет Тема 1.7. 1.8. Как составить план – проект в регулярном стиле Теория: Выбор масштаба, объекта благоустройства, подготовить дендроплан. Практика: Составить план-проект в регулярном стилеформа контроля: зачет Тема 1.9. 1 . 1 0 . Как составить план – проект в пейзажном стиле Теория: Выбор масштаба, объекта благоустройства, подготовить дендроплан Практика: Составить план-проект в пейзажном стиле Форма контроля: зачет Тема 1.11. 1.12. Как составить план – проект в композитном стиле Теория: Выбор масштаба, объекта благоустройства, подготовить дендроплан Практика: Составить план-проект в композитном стиле Форма контроля: зачет Раздел 2. Устройство отдельных элементов ландшафтного дизайна Тема 2.1.Газоны и их виды Теория: Газоны, виды газонов. Устройство газонов, уход, подбор газонныхтрав. Практика: провести подбор газонных трав для различных видов газонов Форма контроля: опрос Тема 2.2. Цветники их виды и категории Теория: Виды цветников в зависимости от стиля в ландшафтном дизайне их категория. Клумбы в стиле кантри. Практика: составить эскиз клумбы в стиле кантриФорма контроля: самооценка учащихся Тема 2.3.Устройство партерных клумб и рабаток Теория: Партерные клумбы и рабатки их применение, устройство, подбор цветочных растений. Практика: Составить эскиз партерной клумбыФорма контроля: диагностические игры. Тема 2.4.Каменистые цветники и их устройство Теория: Каменистые цветники – альпийская горка, рокарий, миксбордер, их устройство, подбор многолетних цветочных растений, уход. Устройство каменистых цветников (альпийская горка, рокарий) Теория: создание каменистого цветника. Составление эскиза – плана цветника. Выбор места данного цветника, подбор растений, декоративногокамня, посадка, уход. Практика: Составить эскиз каменистого цветника – рокария.составить алгоритм действий при устройстве каменистых цветников Форма контроля: диагностические игры. Тема 2.5. Устройство цветника миксбордера Теория: Миксбордер - его виды. Составление эскиза – плана цветника. Выбор места данного цветника, подбор растений, декоративного камня, посадка, уход. Практика: Подбор многолетних цветочных растений для миксбордера Форма контроля: тестирование. Тема 2.6. Устройство партерной клумбы в стиле «арабески» Теория: Создание партерной клумбы в стиле «арабески». Выбор рисунка в стиле «арабески», подбор однолетних цветочных растений, расчет посадочного материала, схема посадки, уход. Практика: Составить эскиз партерной клумбы в стиле «арабески»Форма контроля: зачет. Тема 2.7. Устройство партерной клумбы в стиле сплошной посадки Теория: Создание партерной клумбы в стиле сплошной посадки. Подбороднолетних цветочных растений, расчет посадочного материала, схемапосадки, уход. Практика: Составить эскиз партерной клумбы в стиле сплошной посадки Форма контроля: зачет Тема 2.8. Методика ландшафтного проектирования Теория. Основы топографии: черчения и рисунка. Графика. Условные обозначения. Масштаб. Способы изображения объектов и элементов дизайна.Топографический план. Практика. Выполнение практического задания по теме «Методика ландшафтного проектирования». Тема 2.9 2.10. Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап Теория. Последовательность работ. Изучение земельного участка и прилегающих территорий (близлежащие зеленые зоны (лесные массивы и насаждения), подъездные дороги, инженерные коммуникации, водоемы). Выделение красивых видов за пределами участка. Потенциальные источники шума (железная дорога, автотрасса). Исследование микроклимата, рельефа и почвы на участке (структура, механический состав, pH, плодородность). Изучение гидрологии участка. Постройки (архитектурный стиль строений, расположение окон и дверей). Составление плана-анализа ситуации. Анализ насаждений. Анализ освещённости (определение тенистых и солнечных мест). Определение зон запрета посадок (скрытые инженерные коммуникации: водопровод, газ, кабель связи или силовой кабель). Практика. Выполнение практического задания по теме «Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап». Тема 2.10. 2.11. Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта Теория. Разработка эскизов планировки территории. План функционального зонирования. Концептуальный план – описывает идею проекта (3Dпрезентация). Генеральный (окончательный) план озеленения и благоустройства территории. Элементы генерального плана. Дендрологический план – ассортиментная ведомость (растения, запланированные на посадку), указание размера взрослых растений для исключения проблем с освещенностью участка. План озеленения (разбивочнопосадочный) – строится в масштабе с указанием строений и оград, к которым осуществляется привязка. План благоустройства (разбивочный чертёж) – форма зон, садовых площадок и дорожек; тип их мощения, схема построек (в масштабе 1:100 или 1:200) со всеми размерами. Схема вертикальной планировки – перепад высот, если участок расположен на неровной поверхности (на склоне). Схема освещения территории. Проект автоматического полива. Предварительная смета на работы и материалы. Пояснительная записка к проекту. Практика. Выполнение практического задания по теме «Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта». Раздел 3. Декоративные травянистые насаждения Тема 3.1.Общие сведения о травянистых цветочных растениях Теория: Характеристика травянистых растений, их виды. Биологические морфологические признаки растений. Практика: зарисовать травянистые растенияФорма контроля: устный опрос. и Тема 3.2. Характеристика травянистых растений (очитки, яснотки, камнеломки) Теория: Травянистые растения – очитки, яснотки, камнеломки их виды и характеристика, размножение, использование в ландшафтном дизайне. Практика: Описать все виды очитковФорма контроля: устный опрос. Тема 3.4. Устройство рисунков для партерной клумбы с использованием травянистых растений Теория: Алгоритм действий при создании партерной клумбы с использованием травянистых растений. Схема рисунка, подсчет посадочного материала, посадка, уход. Практика: Составить схему партерной клумбы с расчетом травянистых растений Форма контроля: анкетирование. Тема 3.5. Итоговое занятие. Круглый стол Теория: Обсуждение и обобщение изученных материалов, применение напрактике Практика: Фотовыставка выполненных работФорма контроля: итоговое занятие Планируемые результаты По итогам освоения программы у учащихся формируются следующиерезультаты. - Личностные: повышение уровня развития экологического мышления, ответственного и бережного отношения к окружающей среде и ее обитателям; улучшение таких качеств учащихся как прилежание, тщательность в работе, дисциплинированность и трудолюбие; повышение культуры и навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. Метапредметные: повышение мотивации учащихся к учебно–исследовательской и проектной деятельности; повышение уровня самостоятельности и активности учащихся в информационно– познавательной деятельности, а также готовности ксотрудничеству. Образовательные: повышение интереса учащихся в области изучения мира растений, его разнообразия и значения; овладение учащимися навыками и умениями применения различных приемов по уходу за декоративными растениями; появление компетенций в области физиологии и экологии декоративных деревьев, кустарников и цветочных растений; повышение интереса учащихся к исследовательской и творческойдеятельности. Учащийся знает: основные правила ухода за растениями, в различных условиях содержания, особенности агротехники при выращивании декоративных деревьев и кустарников, рассаду цветочных культур, комнатных растений; - основы оснащения оранжереи, правильного и безопасного обращения с оборудованием; виды растений и применение в ландшафтном дизайне; основы ландшафтного дизайна, применение основных элементов дизайна при благоустройстве различных территорий; биологическую и производственную характеристику декоративных растений; экологические проблемы Кузбасса и мира. - Умеет: составлять эскизы цветников, провести цветников; выращивать цветочную рассаду кассетным способом; пользоваться минеральными удобрениями. - подбор растений Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Количество учебных часов - 36. Учебный год для учащихся начинается с 1 сентября, заканчивается - 31 мая. Календарный учебный график см. Приложение 1. 2.2. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение 1. Столы ученические- 6 шт. 2. Стулья- 12 шт. 3. Доска магнитно-маркерная- 1 шт. 4. Проектор – 1 шт. 5. Ноутбук- 1 шт. 6. Цветные карандаши- 12 п. 7. Бумага – 12 Информационное обеспечение Для реализации программы с использованием дистанционныхобразовательных технологий. Презентации: 1. «Многолетние цветочные растения» 2. «план проект сада Кантри» 3. «Особенности посева мелкосемянных растений» 4. «Декорация ложной перспективы» 5. «Многолетние цветочные растения» 6. «Составление плана-проекта каменистого цветника рокария» 7. «Элементы Ландшафтного дизайна» 2.3. Формы аттестации/контроля для Цель входного контроля — диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися. Цель промежуточного контроля — проверка освоения образовательной программы. Формы оценки: текущие тестовые задания, устный опрос, творческие задания, проектная деятельность. Цель итогового контроля — освоение образовательной программы. Формы контроля: ▪ устный опрос; ▪ проектные работы по основным пройденным темам; ▪ практические занятия. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: портфолио графических и творческих работ; журнал посещаемости; материал анкетирования и тестирования; Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: зачетные и проверочные работы; тематические зачеты; защита проекта; конкурсы; выставка работ. 2.4 Оценочные материалы № Ведомость диагностики результатов по дополнительной общеразвивающей программе «Ландшафтный дизайн» за полугодие учебного года ФИ Наиболее важные знания Наиболее важные учащегося умения Знание Знание Умение полученные основных условий знания применять на терминов и содержания, практике понятий определения, выявления и Учащиеся, наиболее успешно занимающиеся по программе, принимают участие в научных конкурсах, исследовательских конференциях, олимпиадах, выставках-конкурсах районного, городского, областного, всероссийского и международного уровня. Результаты выступления на этих мероприятиях отражаются в сертификатах, грамотах дипломах за участие, а также за первые, вторые и третьи места. Победы учащихся фиксируются в таблице «Достижения обучающихся конкурсных мероприятиях различного уровня» в информационнометодическом сопровождении. № Результаты педагогического мониторинга (сводная таблица) ФИ учащихся сентябрь май разделы 1 2 3 4 5 Итого 6 1 1 – результаты обучения по разделу «Пейзажный (английский) 2 – результаты обучения по разделу «Устройство отдельных элементов стильландшаф ландшафтного дизайна»; 3 –результаты обучения по разделу «Декоратор в ландшафтном дизайне». 2.5 Методические материалы Для реализации программы используется дидактический материал: o технические средства обучения (видео, аудиоаппаратура и др.); o методические средства обучения (видео, аудиозаписи, методическая и учебная литература, методические разработки и др.); o объекты живой и неживой природы. Приемы и методы организации образовательного процесса ‾ Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация); ‾ Наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.); ‾ Методы практической работы ; ‾ Метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка); ‾ Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.); ‾ Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др.материала); ‾ Игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения, конкурсы, путешествие, ролевые, деловые, игры-шутки, игрыминутки и т.д.) ‾ Наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы; демонстрационный материал – образцы изделий; видеоматериал). Формы организации образовательного процесса: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; Формы организации занятий: учебное занятие; практическая работа; творческая лаборатория; викторина; творческая работа; презентация; проектная деятельность. Педагогические технологии: Для успешной реализации программы на занятиях применяются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное развивающее обучение; коллективная система обучения; проблемное обучение; исследовательское обучение; игровая технология; технология решения изобретательских задач; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии. Алгоритм учебного занятия: 1. Организационный момент; 2. Объяснение новой темы и задания. 3. Практическая часть занятия. 4. Подведение итогов; 5. Рефлексия. Обучение построено таким образом, чтобы учащиеся приобрели знания, умения и навыки самостоятельной работы и умения работать в группе. Дидактические материалы включают раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, образцы детских исследовательских работ и проектов, памятки, презентации, определители растений. Список литературы для педагога 1. Бобылева, О.Н. «Цветоводство открытого грунта» / О.Н. Бобылева. Образовательно – издательский центр «Академия» 2014г. -170с. 2. Висящева, Л.В., Соколова Т.А. Промышленное цветоводство. М: Агропромиздат, 2012 г. 3. Каменева, Л.А,. Маневцова, Л.М. Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А.Каменева. Л.М.Маневцова - М.: Просвещение, 2010г.- 120с. 4. Маневцова, Л.М. Листок на ладони. / Л.М. Маневцова. - СПб: Детство- Пресс, 2014г.-130с. 5. Саморукова, П.Г. Мир природы и ребѐнок. /П.Г. Саморукова. - СПб.: Изд- во «Акцидент», 2012г.-100с. 6. Самощенков, Е.Г., Пашкина И.А. Плодоводство. М: Образовательно издательский центр «Академия» - 2012 г. 7. Соколова, Г.А, Бочкова,И.Д,. Декоративное растениеводство. / Г.А.Соколова, И.Д. Бочкова.- М.: Образовательно-издательский центр «Академия» - 2014г.-280с. 8. Хессайон, Д.Г, «Всѐ о комнатных растениях». / Д.Г.Хессайон. - М: «Кладезь-Буке», 2011 г. -250с. 9. Хессайон, Д.Г. «Всѐ о газоне». ». / Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь-Буке», 2012 г.-240с. 10. Чувикова, А.А, Практикум по цветоводству./ А.А. Чувикова. - М: Колос, 2015 г.-150с. 11. Хессайон, Д.Г. «Все о цветах в вашем саду». / Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь-Буке», 2012 г.-260с. 12. Хессайон, Д.Г. «Все о декоративных деревьях и кустарниках 13. Хессайон, Д.Г. «Все об альпинарии и водоеме в саду ». / Д.Г.Хессайон -М: «Кладезь-Буке», 2012 г.-340с. 14. Хессайон, Д.Г. «Всѐ о планировке сада ». / Д.Г.Хессайон - М: «КладезьБуке», 2012 г.-220с. 15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Список литературы для учащихся 1. Бобылева, О.Н. «Цветоводство открытого грунта» / О.Н. Бобылева. Образовательно – издательский центр «Академия» 2014г. -170с. 2. Соколова, Г.А, Бочкова,И.Д,. Декоративное растениеводство. /Г.А.Соколова, И.Д. Бочкова.- М.: Образовательноиздательский центр «Академия» - 2014г.-280с. 3. Хессайон, Д.Г. «Всѐ о газоне», «Всѐ о комнатных цветах», «Всѐ об альпинарии».М: «Кладезь-Буке», 2012 г. ». 4. Чувикова, А.А, Практикум по цветоводству./ А.А. Чувикова. - М: Колос, 5. 6. 7. 8. 2015 г.-150с. Хессайон, Д.Г. «Все о цветах в вашем саду». / Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь-Буке», 2012 г.-260с. Хессайон, Д.Г. «Все о декоративных деревьях и кустарниках ». /Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь-Буке», 2012 г.-280с. Хессайон, Д.Г. «Все об альпинарии и водоеме в саду ». / Д.Г.Хессайон -М: «Кладезь-Буке», 2012 г.-340с. Хессайон, Д.Г. «Всѐ о планировке сада ». / Д.Г.Хессайон - М: «КладезьБуке», 2012 г.-220 Приложение 1 Календарный учебный график Количество часов № п/п Название раздела, темы Всего Теория Практика Формы аттестации (контроля) Сентябрь Раздел 1. Садово-парковое строительство 1.1 Вводное занятие вводный инструктаж Сады и парки мира. 1.2. Садово-парковое искусство в России Основные стилистические 1.3. направления ландшафтного дизайна Регулярный стиль ландшафтного дизайна Пейзажный (английский) 1.4. стиль ландшафтного дизайна 12 6 6 1 1 беседа 1 1 устный опрос 1 1 беседа 1 1 беседа Октябрь 1.5. Композитный (средиземноморский,стиль кантри) 1.6 Композитный (средиземноморский,стиль кантри) 1.7. Как составить план – проект в регулярном стиле 1.8. Как составить план – проект в регулярном стиле 1 1 беседа 1 1 беседа 1 1 зачет 1 1 беседа Ноябрь Как составить план – проект в пейзажном стиле 1.10 Как составить план – проект в пейзажномстиле зачет 1.9. Как составить 1.11. план – проект в композитном стиле 1.12 Как составить план – проект в композитном стиле 1 1 1 1 1 1 1 1 беседа беседа зачет Декабрь 18 9 1 1 2.2. Газоны и их виды. Устройство специальногои обыкновенного газонов Цветники их виды и категории 1 2.3. Цветники их виды и категории Устройство партерныхклумб и рабаток 1 2.4. Раздел 2. Устройство отдельных элементов ландшафтного дизайна 2.1. 1 9 беседа 1 беседа беседа 1 1 беседа Январь 1 2.5. Устройство партерныхклумб и рабаток Устройство партерныхклумб и рабаток 1 2.6. Каменистые цветники иих устройство (альпийская горка, рокарий) Устройство цветника миксбордера 1 1 беседа 1 1 зачет 1 1 зачет 1 1 зачет 1 1 Текущий контроль. 2.7. 2.8 беседа 1 1 беседа Февраль 2.9 2.10 2.11 Устройство партерной клумбы в стиле «Арабески» Устройство партерной клумбы в стиле сплошной посадки Методика ландшафтного проектирования 2.12 Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап 1 Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 1 Март Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап 1 1 2.13 1 1 2.14 Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап 1 1 2.15 Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап 1 1 2.16 Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта 2.17 Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта 2.18 Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта Раздел 3. Декоративные травянистые насаждения 3.1. Общие сведения о травянистых цветочных растениях. Применение травянистыхрастений при создании партерных клумб Апрель 1 1 1 1 Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 6 4 2 1 1 устный опрос 1 1 устный опрос 1 1 беседа Май 3.2. 3.3. Общие сведения о травянистых цветочных растениях. Применение травянистыхрастений при создании партерных клумб Характеристика однолетних цветочныхрастений. Ассортимент однолетников 3.4. Устройство рисунков для партерной клумбы с использованием травянистых растений 3.5. Устройство рисунков для партерной клумбы с использованием травянистых растений 3.6 Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 опрос 1 опрос зачет