Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа «Чудо-Центр» Утверждаю Приказ № 5 от 1 сентября 2023 г. Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» начальное общее образование срок реализации рабочей программы – 1 год Екатеринбург, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09- 1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основными задачи: воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; формирование культуры поведения в информационной среде. Учебный курс предназначен для обучающихся рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе. 1–4-х классов; Форма организации: дискуссионный клуб. Содержание курса внеурочной деятельности Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: День знаний Наша страна – Россия 165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского День 2 музыки День пожилого человека День учителя День отца Международный день школьных библиотек День народного единства Мы разные, мы вместе День матери Символы России Волонтеры День Героев Отечества День Конституции Тема Нового года. Семейные праздники и мечты Рождество День снятия блокады Ленинграда 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского День Российской науки Россия и мир День защитника Отечества Международный женский день 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день театра День космонавтики. Мы – первые Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками День Земли День Труда День Победы. Бессмертный полк День детских общественных организаций Россия – 3 страна возможностей Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание идентичности; - своей этнокультурной и российской гражданской сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; - - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, физического и морального вреда другим людям; - направленных на причинение - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать аналогии; - устанавливать основания для сравнения, объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный классифицировать предложенные объекты; признак - для классификации, находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; - выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные 4 связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; - с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; - сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; - 3) работа с информацией: - выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; - анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение действиями: универсальными учебными коммуникативными 1) общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с 5 целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументировано высказывать свое мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный тексту выступления; - материал (рисунки, фото, плакаты) к 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 6 Предметные результаты Сформировано представление: о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; - символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; - народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; - религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); - влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; - здоровья важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; - семье и семейным традициям; - учебе, труду и творчеству; 7 своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; - природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: - к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным обществе; явлениям, - понимать активную роль человека в государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; - природе, природным явлениям и формам жизни; - художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; в - проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; - соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; коллективе, распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. - Тематическое планирование 1–2-е классы № Тема занятия Сентябрь 1 День знаний. Зачем человеку знания? 2 Что мы Родиной зовем? 3 Мечтаю летать Форма проведения занятия Часы ЦОР/ЭОР Дата Викторина 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 05.09 Работа с интерактивной картой Работа с интерактивными карточками 1 8 1 12.09 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razgo 19.09 4 Я хочу увидеть музыку Музыкальный конкурс талантов Октябрь 5 О наших бабушках Семейные истории и дедушках 6 7 8 Мой первый учитель День отца Я и моя семья 1 vory-ovazhnom/ 26.09 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 03.10 Групповая работа 1 Творческая мастерская Строим семейное древо 1 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 10.10 17.10 24.10 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Ноябрь 9 День народного единства 10 Память времен 11 День матери 12 Что такое герб? Работа с интерактивной картой Викторина Творческая мастерская Работа с интерактивными карточками 1 1 1 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 08.11. 14.11 21.11 28.11 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Декабрь 13 Доброта – дорога к миру Герои Отечества 14 разных исторических эпох День Конституции 16 Умеем ли мы мечтать? Январь 17 Светлый праздник Рождества 15 18 Ленинград в дни блокады Мультконцерт 1 Работа с галереей героев 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 05.12 12.12 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm Эвристическая беседа 1 Конкурс рисунков 1 Творческая работа: елочная 1 игрушка Работа с книжным текстом 9 1 apkpro.ru/razgo vory-o- vazhnom/ 09.12 26.12 schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod 16.01 23.01 19 Кто такие скоморохи? Интерактивные карточки 1 icheskie_video uroki.htm 30.01 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Февраль 20 Российские Кулибины 21 Россия и мир Есть такая 22 профессия – Родину защищать Викторина 1 Викторина Обсуждение фильма о войне 1 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 13.02 20.02 27.02 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Март 23 Поговорим о наших Творческая работа: рисунок мамах 24 Что такое гимн? Работа с книжным текстом 25 Путешествие по Виртуальная экскурсия Крыму 26 Я иду … в театр Чтение по ролям 1 1 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 1 06.03 13.03 20.03 27.03 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Апрель 27 О жизни и подвиге Юрия Гагарина 28 Память прошлого Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе» Конкурс стихов 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 03.04 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 10.04 29 Заповедники России Виртуальная экскурсия 1 30 День труда. Герои мирной жизни 1 Беседа с ветеранами труда Май 10 17.04 24.04 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ 31 Дети – герои Великой Отечественной войны Встреча с ветеранами 1 32 День детских общественных организаций Мои увлечения Работа с видеоматериалами 1 Творческий конкурс 1 33 schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ 15.05 22.05 29.05 Тематическое планирование 3–4-е классы № Тема занятия Сентябрь 1 День знаний. Рекорды России 2 От поколения к поколению: любовь россиян к Родине 3 Мечтаю летать Я хочу услышать музыку Октябрь 5 О наших бабушках и дедушках 6 Яснополянская школа и ее учитель 4 7 8 День отца Петр и Феврония Муромские Ноябрь 9 День народного Форма проведения занятия Часы ЦОР/ЭОР Дата Образовательный квиз 1 05.09 Беседа 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 12.09 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm Работа с интерактивными карточками Музыкальный конкурс талантов 1 Семейные истории 1 Работа с текстом 1 Творческая мастерская Работа с 1 1 1 19.09 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.r u/collection/ 26.09 03.10 10.10 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 17.10 24.10 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ иллюстрациями Работа с 1 11 school- 08.11. 10 11 12 единства Память времен День матери Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце Декабрь 13 Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? 14 Герои Отечества разных исторических эпох 15 День Конституции 16 О чем мы мечтаем? Январь 17 Светлый праздник Рождества 18 Ленинград в дни блокады 19 Рождение московского художественног о театра интерактивной картой Групповое обсуждение Творческая мастерская Работа с видеорядом 1 collection.edu.r u/collection/ 14.11 1 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 21.11 28.11 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ Групповое обсуждение 1 Работа с Галереей героев 1 Эвристическая беседа 1 Конкурс стихов 1 Пишем письмо Дедушке Морозу 1 Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия 1 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ 05.12 12.12 09.12 26.12 schoolcollection.edu.r u/collection/ 16.01 23.01 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 30.01 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ Февраль 20 День российской науки Викторина 1 Россия и мир Викторина 1 21 schoolcollection.edu.r u/collection/ 12 schoolcollection.edu.r u/collection/ 13.02 20.02 22 Есть такая профессия – Родину защищат ь Литературная гостина я: конкурс стихов 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 27.02 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ Март 23 8 Марта – женский праздник 24 Гимн России 25 26 Путешествие по Крыму Я иду … в театр Апрель 27 День космонавтики 28 Память прошлого 29 «Дом для дикой природы»: история создания 30 День труда. Мужественные профессии Май 31 Дорогами нашей Победы 32 День детских общественных организаций 33 Мои увлечения Творческий флешмоб 1 Работа с книжным текстом 1 Виртуальная экскурсия 1 Чтение по ролям 1 Обсуждение фильма «Время Первых» Конкурс стихов 1 Работа с видеоматериалами 1 1 Беседа с ветеранами труда 1 Встреча с ветеранами 1 Работа с видеоматериалами 1 Творческий конкурс 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 13.03 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ 13 06.03 20.03 27.03 03.04 10.04 17.04 24.04 15.05 22.05 29.05 14