Частное общеобразовательное учреждение «Начальная школа «Чудо-Центр» Утверждаю Приказ № 5 от 1 сентября 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА общеинтеллектуальной направленности Калейдоскоп наук (подготовка к написанию Всероссийских проверочных работ) Возраст обучающихся – 9 - 11 лет Срок реализации - год Количество часов - 90 Составитель: Евдокимова Л.М., методист Екатеринбург, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Калейдоскоп наук» составлена и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (No 273-ФЗ от 29.12.2012), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 No373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 No1726), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации No 1008 от 29.08.2013 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 No 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Уставом и иными локальными актами образовательного учреждения. В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…» Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ. Для реализации программного содержания используются: 1. Ященко И.В. ВПР Математика «Экзамен» М.2017 2. Комиссарова Л.Ю. ВПР Русский язык «Экзамен» М.2017 3. Волкова Е.В. ВПР Окружающий мир «Экзамен» М.2017 Цели и задачи Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы. Задачи курса: обучающие: -формирование общеинтеллектуальных умений; -углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру; -создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР. развивающие: -формирование и развитие логического мышления; -развитие речи и словарного запаса учащихся; -развитие внимание, памяти; воспитательные: -формирование положительной мотивации к учению; -формирование умение работать в группе. Место курса во внеурочной деятельности Курс «Калейдоскоп наук» рассчитан на 90 ч: 30 ч – блок «Математика», 30 ч – блок «Русский язык», 30 ч – блок «Окружающий мир». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные УУД Будут сформированы: – широкая мотивационная основа учебной деятельности; – учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей; – способность к оценке своей учебной деятельности. Регулятивные УУД Учащиеся научатся: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные УУД Учащиеся научатся: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – задавать вопросы; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты Блок «Математика» Учащиеся научатся: ✓ устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); ✓ группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; ✓ читать, записывать и сравнивать величины; ✓ выполнять письменно действия с многозначными числами; ✓ выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); ✓ выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; ✓ устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; ✓ решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; ✓ измерять длину отрезка; ✓ вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; ✓ сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; ✓ интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Блок «Русский язык» Учащиеся научатся: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение; • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж; • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение; • различать предложение, словосочетание, слово; • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; • выделять предложения с однородными членами; • применять правила правописания (в объеме содержания курса). Блок «Окружающий мир» Учащиеся научатся: ✓ узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; ✓ описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; ✓ сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; ✓ проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; ✓ обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; ✓ определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; ✓ узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 блок «Математика» № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема занятия Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел Задачи на пропорциональное деление Логические задачи Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение Задачи Пробная работа. Вариант 1 Работа над ошибками Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём Дата проведения 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел Задачи на пропорциональное деление Логические задачи Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение Задачи Пробная работа. Вариант 2 Пробная работа. Вариант 3 Пробная работа. Вариант 4 Пробная работа. Вариант 5 ВПР Анализ выполнения работы 2 блок «Русский язык» № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема занятия Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах Звонкие и глухие согласные Части слова. Упражнение в разборе слов по составу Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста Слово и его лексическое значение Слова – синонимы Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи Фразеологические обороты и употребление их в речи Пробная работа. Вариант 1 Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи Слово и его лексическое значение Слова – синонимы Фразеологические обороты и употребление их в речи Дата проведения 24 25 26 27 28 29 30 Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. Пробная работа. Вариант 2 Пробная работа. Вариант 3 Пробная работа. Вариант 4 Пробная работа. Вариант 5 ВПР Анализ выполнения работы 3 блок «Окружающий мир» № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тема занятия Предметы и материалы Прогноз погоды. Работа с данными Узнай материк. Работа с картами Животные Евразии Животные Африки Животные Австралии Животные Северной Америки Животные Южной Америки Животные Антарктиды Животные Арктики Природные зоны России Природные зоны России Внешнее и внутреннее строение тела человека Объясни знак Профессии людей Профессии людей Государственные символы Бурятии Достопримечательности Республики Бурятия Животные и растения Бурятии Выскажи своё мнение Выскажи своё мнение Опиши опыт Опиши опыт Пробная работа. Вариант 1 Пробная работа. Вариант 2 Пробная работа. Вариант 3 Пробная работа. Вариант 4 Пробная работа. Вариант 5 ВПР Анализ выполнения работы Дата проведения